Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Коми утопает в мусоре

Обработка отходов в нашей стране на сегодняшний день явление скорее экзотическое. Но решение «мусорной» проблемы искать нужно. И срочно.

Республика Коми всегда славилась природными кладовыми: настоящий русский север щедро дарил своим жителям природные богатства. Но люди, похоже, не слишком ценили эти подарки. Сегодня регион стал одним из самых проблемных в масштабах страны с точки зрения экологических нарушений и мусорных завалов. И теперь уже определение «экологически чистая» может относиться к этой северной республике весьма условно.

Реформа объявлена

Как и в других российских регионах, с 2019 года в Коми началась так называемая мусорная реформа. Оператором по вывозу мусора (со скандалом, который до сих пор не получил завершения) стал «Ухтажилфонд», предложившей выполнить госконтракт по вывозу отходов за 30 млрд рублей.

Однако, констатируют в регионе, цены на услуги по вывозу мусора повысились, а убирать его стали хуже. На ситуацию с отходами стали жаловаться практически повсеместно в Сыктывкаре, Ухте, Печоре, Воркуте… Вполне логичным итогом такой «обработки» мусора стали стихийные свалки, как в городах, так и за ними.

«В Коми, равно как и в остальных регионах реализуется «мусорная реформа», смысл ее в том, чтобы вся ответственность за сбор и утилизацию ТКО нес единый региональный оператор. В Коми это УК Ухтажилфонд. В частности, в его зону ответственности входит взаимодействие с управляющими компаниями, вывоз, сортировка и дальнейшее решение судьбы отходов. Это впоследствии должно создать благоприятные условия для решения сложившихся мусорных проблем региона. Однако их в Коми настолько много, что большинство сомневается, что у Ухтажилфонда будут заметные успехи», – рассказывает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

Так, всего в республике 227 объектов захоронения отходов, однако только 78 из них предназначены для промышленных отходов, и лишь на 11 можно размещать ТКО. При этом география их неравномерна, то есть они располагаются только в 9 муниципальных образованиях: Воркута, Инта, Усинск, Ухта, Сактывкар, Вуктыле, Печоре, Усть-Вымском и Удорском районах. То есть в области есть как минимум 138 полигонов, которые не включены в реестр официальных. Но и там продолжают складировать мусор местные компании, не всегда законным способом.

Свалки все еще растут

Задуматься страшно, говорит аналитик, но вообще отсутствуют полигоны «на бумаге» в таких муниципальных образованиях, как Усть-Цилемский, Ижемский, Койгородский, Корткеросский, Усть-Куломский, Сосногорский, Троицко-Печорский, Прилузский, Сысольский и Сыктывдинский районах, при этом очевидно, что мусор там образуется точно так же, как в других. И не сложно догадаться, куда его отправляют. Но из-за того, что свалки нелегальны, отходы размещаются без соблюдения необходимых норм, а это означает плохую экологию и угрозу здоровья местному населению. Помимо всего прочего у нового регоператора есть внутренние проблемы – например, недостаточное число техники или не хватает контейнеров для сбора мусора, но он решает эти вопросы.

Выходит, делает вывод Илья Жарский, что несмотря на реформу, пока регион задыхается в собственных отходах. Граждане, которым не безразлична судьба родного края, не могут спокойно смотреть на ситуацию и регулярно обращаются к местным властям, но из-за неопытности местных самоуправленцев в решении вопросов с мусором, по сути, тема так и остается открытой.

Кстати, в регионе ранее реализовывалась госпрограмма на 2012-2016 годы. Так, на цели решения проблемы отходов из республиканского бюджета было направлено 357 млн рублей, но результат этой работы себя не оправдал – планировалось реконструировать 8 полигонов, а работы были проведены всего в одном. Также планировалось устроить 10 площадок для накопления мусора, но введено было всего 3, в планах была и рекультивация несанкционированных полигонов но из 23 облагородили лишь 6 а остальные похоже как работали так и работают. То есть в целом опять же к властям области накапливается масса вопросов.

Власти надеются на сортировку

Что касается власти, то основной объем мусора для переработки вывозится за пределы Коми - в Нижегородскую, Кировскую области, рассказал в интервью БНК министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Коми Роман Полшведкин. Основной задачей власти видят раздельный сбор и переработку мусора. При формировании крупных партий пластик готов принимать «Комитекс», бумагу – «Тисью Групп». И есть ряд небольших производств по переработке пластика в тротуарную плитку в Сыктывкаре и Ухте. По словам чиновника, утилизацией и переработкой интересуется малый бизнес, но для стабильной работы ему не хватает сырья.

Но что же делать с несортированным мусором, который, стоит признаться, наши граждане в подавляющем большинстве случаев предпочитают не сортировать, а выбрасывать, в том числе на стихийные помойки? На этот вопрос власти ответ дать, похоже, не слишком готовы. По мнению Полшведкина, проверять нарушения должны надзорные органы и прокуратура.

В целом пока проблему можно решить за счет возведения новых полигонов в тех районах, где их еще нет, это в основном юг Коми, полагает Илья Жарский. Однако все прекрасно понимают, что это позволит лишь частично отодвинуть нарастающую экологическую катастрофу. При этом уверен эксперт, при таком объеме мусора, который производится в Коми, в конце концов не хватит никаких полигонов. В этом плане проблему надо решать кардинально и начинать с введения обязательной ответственности по раздельному сбору мусора, а как следствие, создание необходимой инфраструктуры для переработки отходов в сырье, пригодное для вторичного использования.

Полная версия