В МЛМ затраты на старт минимальны, но доход может быть значительным. Размышляя о присоединении к многоуровневому маркетингу, нужно учитывать не только эти преимущества, но и еще несколько важных обстоятельств.
Прямые продажи привлекают все больше и больше людей, меняя ландшафт занятости быстрее, чем когда-либо. Массовое распространение смартфонов объединило предпринимательскую инициативу с технологиями продаж в интернете. Итогом такого союза стал быстрый рост рынка прямых продаж. Сегодня в нем занято порядка 100 млн. человек и объем достиг рекордной отметки в 200 млрд. долларов.
Направление это весьма перспективно. По прогнозам специалистов ожидается дальнейший рост рынка по всем показателям. В частности, по данным Price Waterhouse Coopers (PwC), в ближайшие 10 лет мировой объем продаж «от человека к человеку» вырастет в 20 раз. Такой колоссальный экономический сдвиг в экономике создает новые возможности для тех, кто намерен хорошо заработать в 2018 — 2020гг. Есть все основания полагать, что рост сектора прямых продаж не пройдет мимо России и его вклад в нашу экономику заметно изменится.
Многоуровневый маркетинг (MLM) представляет собой особенную бизнес-модель. Это уникальная возможность быстро начать свое дело по продаже продуктов, повышающих качество жизни. Для старта необходимо всего лишь зарегистрироваться в качестве независимого представителя какой-либо МЛМ-компании. Ключевым преимуществом бизнес-модели является возможность создания собственной сети дистрибьюторов с лавинообразным ростом доходов. Преимущество, прямо скажем, неординарное, и именно эта особенность МЛМ наиболее остро обсуждается в СМИ.
МЛМ и эмоции
Скорее всего, вы уже сталкивались с обсуждением бизнес-модели МЛМ, возможно, вам приходилось беседовать с представителями MLM или их оппонентами. Если это так, то вы уже знаете, как сильно эмоции мешают разобраться в сути вопроса. Дело в том, что в России и СНГ бизнес-модель МЛМ — явление относительно новое. Как и всегда в таких случаях кому-то она нравится, а кто-то не видит разницы между законными MLM и незаконными пирамидами. Обе стороны яростно спорят, в итоге, крик с обеих сторон мешает прийти к истине тем, кто еще не определился. Поэтому вместо того, чтобы затыкать уши или наоборот кричать, давайте посмотрим на факты.
Наиболее частое обвинение МЛМ-компаний заключается в том, что они «незаконны». Разумеется, выдвигают его не юристы, поэтому аргументируется все рассказами о преследовании известных компаний (например, QNET) в Иране, Пакистане, Индии, Непале, некоторых странах Африки. При этом упускается важный факт — после разбирательства все обвинения снимаются. В дальнейшем компании продолжают успешно работать, а на презентации их новых офисов уже присутствуют представители правительства.
Есть еще одна важная деталь. Разбирательства на предмет законности МЛМ происходят как правило в странах, где нет закона о финансовых пирамидах. В глобальном масштабе это не так. Например, в США и Европейском союзе приняты законы, позволяющие четко разграничивать финансовые пирамиды и многоуровневый маркетинг. Такие законы сразу отсекают мошенников, тогда как МЛМ-компания может спокойно заниматься бизнесом, а ее партнеры уверены, что он на 100 процентов легален.
В этом плане есть и более близкие нам примеры. Так, в 2012-2015 гг. законы о противодействии финансовым пирамидам были приняты сначала в Казахстане, а затем и в Украине. Результат был предсказуем, QNET, Avon и другие известные компании спокойно продолжили работу, подтвердив на 100% легитимный статус. Очевидно, что все обвинения в незаконности теперь выглядят несерьезно.
Разумеется, многих заинтересует, что именно делает законным МЛМ-бизнес, и что ставит вне закона всевозможные пирамиды и мошеннические финансовые фонды. Самый короткий ответ — продукты. Настоящие МЛМ-компании зарабатывают деньги от продаж своих продуктов, как и любой другой бизнес. Здесь деньги возникают только от продаж, в отличие от мошеннических схем, где деньги поступают только от новобранцев. Именно поэтому мошеннические структуры не выживают и не могут выжить в долгосрочной перспективе.
Мошенники не зарабатывают, они только распределяют средства, полученные от вербовки. У них очень быстро наступает момент, когда денег от новичков не хватает для выплат ранее вступившим, и наступает крах. В отличие от мошенников, которые появляются и исчезают в одночасье, легальные компании: Amway, Herbalife и др. производят и продают свою продукцию. Они применяют законные стратегии прямых продаж и десятилетиями остаются в бизнесе. Отсюда следует простое правило, собираясь начать бизнес в МЛМ, обратите внимание на возраст потенциальной компании-партнера. Если он не превышает года, то риск очень высок.
Компания законна, продукт качественный, что дальше?
Итак, вы выбрали компанию, убедились, что она легальна и предлагает качественный продукт. Что дальше? Вот здесь наступает момент, когда нужно оценить еще одно важное обстоятельство. Дело в том, что есть еще один упрек, который можно часто услышать в адрес МЛМ. Люди жалуются, что потеряли много денег, иногда все свои сбережения, пытаясь «быстро разбогатеть» на прямых продажах.
В Интернете нет недостатка в подобных сообщениях, и справедливости ради следует отметить, что некоторые из них заслуживают внимания. Проблема кроется в беспринципных представителях компаний, намеренно искажающих возможности бизнеса. Поэтому, чтобы не стать очередным рассказчиком о потерянных в МЛМ деньгах, важно внимательнее рассмотреть, что же это значит — стать дистрибьютором.
В действительности это означает следующее: регистрируясь в качестве Независимого представителя, вы начинаете свой отдельный бизнес по реализации продуктов компании. Вы не становитесь ее сотрудником. Все будет зависеть только от вас, от того, сколько сможете продавать и какую сеть сможете построить. Соответственно, никакой, даже суперуспешный, лидер МЛМ не гарантирует вам процветания.
Присоединение к MLM — это начало нового бизнеса, а не вход в существующий. Для человека, который никогда не был предпринимателем, это может быть очень сложной задачей. Вспомним, что даже в благополучной экономике половина всех новых предприятий закрывается в первые 5 лет. В МЛМ у новичка, как и в любом новом бизнесе, будут ошибки, трудности, потери. На этом этапе человеку неподготовленному легко попасть в беду. Видя примеры успеха, желая быстрее выйти на высокие уровни, новичок может сделать ставку на все свои сбережения. Такое случается не только в прямых продажах. Это старая история, повторяющаяся снова и снова всюду, где начинается новый бизнес.
Трудности первых лет хорошо известны менеджерам МЛМ-компаний, поэтому они прилагают все усилия, чтобы новый участник избежал ошибок. В том же QNET, например, всем независимым представителям предлагают специальные тренинги и курсы личного развития, помогающие правильно строить бизнес. На них учат эффективным стратегиям, организации продаж и, конечно, объясняют, как строить свою сеть.
Сейчас мы подошли, в общем-то, к банальному выводу. В МЛМ, как и везде, для успеха нужны знания, опыт, труд. Правда в сетевом маркетинге получить все это проще, чем в другом бизнесе. Здесь рядом с вами будут не конкуренты, а более опытные и подготовленные наставники. С ними намного легче пройти самый трудный первый этап, а дальше все зависит от ваших личных качеств.
В прямые продажи идут, чтобы осуществить свои мечты. Многим это удается. Здесь главное помнить, что присоединение к крупному бренду — это не гарантия успеха, а всего лишь начало пути к нему. Этот путь открыт для всех, но к цели придут те, кто умеет трудиться, постоянно учиться и, конечно, те, в ком силен дух предпринимательства.