Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Крабовая альтернатива: в России существует параллельная власть?

Издание «Независимая газета» получило информацию, которая может оказать огромное влияние на всю систему ловли морских биоресурсов, в первую очередь крабов.

Глубокая тайна, в которой разрабатывалась реформа, больше не нужна: похоже, процесс принял необратимый характер. Уже в проекте бюджета на 2019 год, жестоко, кстати, раскритикованном Счетной палатой, будущие изменения считаются фактом.

Основной смысл реформы – замена традиционного принципа распределения квот аукционами. Система аукционов широко используется во многих схемах частно-государственного сотрудничества, но именно здесь она совершенно неприемлема. Недаром против выступили не только явное большинство участников отрасли, но и множество депутатов и сенаторов; член Совфеда Елена Афанасьева даже написала законопроект, запрещающий создавать новые виды квот. Увы, большинство ее коллег, ранее охотно говоривших о проблемах отрасли, как в рот воды набрали. Скажем, Людмила Талабаева, сенатор от Приморья – региона, более чем заинтересованного в понятных и справедливых правилах рыболовства – просто перестала отвечать на какие-либо вопросы, связанные с реформой. А зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин вообще отрекся от участия в законотворчестве: «На сегодняшний день официальный документ один – федеральный закон, он принят, работает, все нормально, вопросов никаких нет. Будут какие-то изменения – будем комментировать». Создается полное ощущение, что эти «изменения» появляются без ведома зампреда профильного комитета.

Боятся? Рыбная мафия настолько сильна, что может запугать членов Совета Федерации? У нас есть параллельная власть?

Проблема впервые попала в общедоступное пространство 16 августа 2018 года, когда федеральный кабинет министров утвердил дорожную карту по развитию конкуренции. Довольно странная идея: конкуренция – естественное состояние любой отрасли, если ей не мешает государство, поддерживая тех или иных игроков. Искусственно «развивать конкуренцию» бессмысленно – достаточно просто вести себя честно. Но именно в этой «карте» впервые на официальном уровне прозвучала идея аукционов. Звучало это так:

«… 50% объема квот добычи (вылова) краба, ранее распределявшегося по "историческому принципу", путем проведения аукциона в электронной форме». Разумеется, в дорожных картах такие вопросы не решаются: нужен федеральный закон. Отрасль напряглась.

И вот теперь – проект бюджета. Потрясающий документ! В своем отзыве аудиторы Счетной палаты откровенно – насколько позволял вообще жанр отзыва – недоумевали, откуда Минфин взял свои цифры. А рыбопромышленники не понимают, на какие документы ориентируется ведомство Антона Силуанова. В проекте бюджета учтены доходы от аукционов, которые вообще не упоминаются ни в одном законе. То есть Минфин заложил в план законы, которые еще не только не приняты, но даже не внесены официально в парламент – беспрецедентное, беспардонное поведение. «Параллельная власть» доминирует над официальной.

Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев не сомневается: «Прогнозировать такой объем доходов можно только при одном условии: если планируются крабовые аукционы». А закона об аукционах нет. И законопроекта тоже. И в планах на осеннюю сессию Госдумы такого документа не значится.

Зато газете стало известно, что еще 6 сентября было проведено совещание у замглавы Росрыболовства Петра Савчука, где несколько граждан «слушали и постановили» подготовить законопроект о реализации 50% квот добычи краба через аукционную квоту. Дедлайн – конец октября 2018 года. И судя по проекту бюджета, они не сомневаются, что удастся экспрессом протащить этот документ, лишающий работы тысячи краболовов, через Госдуму и Совет Федерации. И в Совете Федерации об этом уже, кажется, знают. Что это, если не сговор за спинами отрасли и избирателей?

Официальные документы говорят о другом. Распоряжение непосредственного начальника Савчука, главы Росрыболовства Ильи Шестакова, гласит о том, что проект действительно готовится, но будет направлен в Минсельхоз (головное ведомство) куда позже – до 31 января 2019 года, а принятие законопроекта запланировано (тоже не слишком нравственное ожидание) на 30 ноября 2019 года.

Но кому-то не терпится. На неофициальном уровне, видимо, решили приблизить заветный момент на год. И распоряжение Шестакова – дымовая завеса, отвод глаз, призванный отложить неизбежный и резкий протест рыбаков.

Никакого общественного обсуждения и согласования с регионами не планируется – по «савчуковским» датам на это нет времени. Росрыболовство явно считает Госдуму скопищем послушных кукол, бездумно голосующих за все, что предлагают связанные с правительством структуры.

А структурами этими крутит, по данным «НГ», «Русская рыбопромышленная компания», пытающаяся через аукционы установить монопольный контроль над добычей краба для последующего взвинчивания цен. Почему властные структуры работают в интересах одной частной организации – другой вопрос. Может быть, потому что основным владельцем компании до недавних пор был брат подмосковного губернатора Максим Воробьев, который в 2018 году продал свою долю зятю Глебу Франку, тестя которого зовут Геннадий Тимченко?

Да нет, ерунда. Не могут Росрыболовство, Госдума и Совфед подставить под удар целую отрасль ради одного только зятя влиятельного олигарха. Или все-таки могут?

Полная версия