Москва
6 ноября ‘24
Среда

Россияне стали чаще покупать дорогие смартфоны

В первом квартале 2018 года россияне потратили 95 миллиардов рублей на смартфоны.

В общей сложности клиенты приобрели 6,3 миллиона устройств. Таковы итоги российского рынка смартфонов за январь, февраль и март 2018 года, которые подвели компания «М.Видео» (MOEX: MVID), крупнейший российский продавец электроники и бытовой техники, и «Эльдорадо», входящие в Группу САФМАР Михаила Гуцериева.

По сравнению в первым кварталом прошлого года продажи смартфонов в штуках остались на прежнем уровне, а в денежном выражении выросли на 23 процента. Доля онлайн-продаж увеличилась до 20 процентов.

Специалисты обеих компаний оценивают рынок смартфонов в первом квартале этого года в 95 миллиардов рублей и 6,3 миллионов штук, это соответственно на 23 и 2 процента выше, чем в тот же период прошлого года. Причем показатели «М.Видео» заметно выше рынка – 40 процентов в деньгах и 20 процентов в штуках.

За тот же период продажи «Эльдорадо» добавили 70 процентов в денежном выражении относительно 2017 года.

1. Рост средней цены за счёт усиления среднего и высокого ценовых сегментов.

Сегмент смартфонов на рынке показывает рост по всем основным параметрам. При этом темпы роста продаж в штучном выражении снизились. С одной стороны, это характерная черта первого квартала. С другой – говорит о том, что из состояния интенсивного роста рынок перешел к качественному спросу на гаджеты.

Средняя цена на смартфоны в первом квартале 2018 года составила 15 тысяч рублей. В прошлом году этот показатель был на уровне 12,5 тысяч рублей, то есть рост составил около 20 процентов. Однако, если сравнивать цены в динамике поквартально, выяснится, что цена даже немного снизилась. Пик пришелся на четвертый квартал 2018 года, когда стартовали продажи iPhone 8 и iPhone X. А в первом квартале 2018 года высокий показатель средней цены поддержал старт продаж Samsung Galaxy S9|S9+.

Рост спроса не наблюдается только в самой бюджетной категории – до 5 тысяч рублей. Средний ценовой сегмент, который составляет от 10 до 20 тысяч рублей, увеличился на треть в штучном выражении относительно первых трех месяцев прошлого года. А сегмент свыше 30 тысяч рублей вырос почти в полтора раза.

Специалисты объясняют этот тренд увеличением интересных предложений от ведущих китайских производителей. Доверие потребителей к ним растёт и стимулирует спрос на устройства, а в более высокий ценовой сегмент теперь попадают не только флагманы от Samsung и Apple, но и топовые модели от Huawei, Nokia, Xiaomi и т.д., которые уверенно конкурируют за покупателя.

«Одним из трендов 1 квартала 2018 года стал рост средней цены и дальнейшее усиление популярных китайских производителей. Активный рост средней цены начался ещё в конце прошлого года вместе со стартом новинок от Apple и был поддержан запуском флагмана от Samsung весной 2018 года. Параллельно, покупатели все чаще отдают предпочтение не бюджетным «китайцам», а более продвинутым моделям в среднем ценовом сегменте, что также влияет на рост средней цены по рынку. Каждый четвёртый смартфон в России в сегменте выше 30 тыс. рублей был куплен в «М.Видео», – подчеркнул руководитель департамента «Мобильная техника» М.Видео Сергей Сухоруков.

2. Рост онлайн-продажи

Онлайн-продажи смартфонов на российском рынке в 1 квартале 2018 года достигли 835 тысяч штук – это на 28 процентов больше, чем годом ранее. Продажи в деньгах практически удвоились, достигнув 19,5 миллиардов рублей. Интернет-продажи в телеком-сегменте продолжают стимулировать развитие рынка – на покупки онлайн приходится порядка 20 процентов рынка в денежном выражении и 14 процентов – в натуральном. Ещё год назад эти показатели равнялись соответственно 13 и 10 процентам.

3. Ведущие китайские бренды продолжают укреплять позиции

Все более уверенные позиции на отечественном рынке занимают китайские бренды. С одной стороны, это обусловленоинтенсивным ростом отдельных крупных брендов. С другой стороны, это следствие выхода на рынок новых игроков. Их доля пока мала, но в совокупности с другими производителями их выход на рынок даёт необходимый вес. По итогам 1 квартала 2018 года китайские бренды (Huawei, Honor, Meizu, Mi, ZTE, Nokia, Oppo) заняли до 35 процентов в штуках и около 26 процентов в деньгах.

Бренды Huawei и Honor демонстрируют интенсивный рост и совокупно заняли второе место по продажам в штуках по итогам квартала. Их суммарная доля достигла примерно 17,5 процентов, что позволило компаниям обогнать ближайшего конкурента по штучным продажам – Apple. В абсолютном выражении продажи Huawei и Honor по сравнению с 1 кварталом 2017 года удвоились.

«За первый квартал в сети «Эльдорадо» продажи смартфонов выросли на 70 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Впервые лидером продаж в натуральном выражении стал бренд Honor, кстати, 14 процентов смартфонов этого бренда на российском рынке продаются именно у нас. Самыми популярными смартфонами в январе-марте являются iPhone SE 32 Гб, Xiaomi Redmi Note 5A 16 Гб, Honor 6A 16 Гб, Samsung Galaxy J1 2016 8 Гб и Honor 9 Lite 32 Гб. Максимальный рост продемонстрировал средний ценовой сегмент – от 10 до 20 тысяч рублей. Каждый третий купленный смартфон приходится на этот диапазон и произведён китайскими вендорами. Больше половины проданных устройств обладают дисплеем c диагональю более 5 дюймов, что в штучном выражении больше на 28,5 процентов, чем годом ранее», ‒ пояснил директор по розничным продажам компании «Эльдорадо» Дмитрий Суханов. 

Ещё один успешно развивающийся игрок – Nokia. Обновлённый бренд вышел на российский рынок летом 2017 года, и с тех пор компания увеличивает долю в рыночных продажах ежеквартально в среднем на 1 п.п. На конец марта Nokia занимала порядка 3 процентов на российском рынке. Этому способствует гармоничная линейка устройств, которая в 2018 году пополнится новыми моделями – Nokia 1, Nokia 9 (представлены на MWC), а также разумное ценовое предложение, активный маркетинг и, конечно, сила самого легендарного бренда Nokia.

4. Смартфоны с 4G имеют подавляющее большинство на рынке

Предыдущие поколения гаджетов стремительно вытесняются 4G-смартфонами. По итогам 1 квартала 2018 года доля 4G в штучных продажах устройств составила около 87 процентов, а в продажах «М.Видео» и «Эльдорадо» этот показатель достиг уровня 96-98 процентов. Таким образом, уже фактически не осталось смартфонов без поддержки LTE.

5. Новинки 2018 года

Год только начался, а производители уже успели вывести на рынок сразу несколько многообещающих новинок:

  • Huawei P20|P20 Pro. Новый флагман Huawei. Смартфон с использованием искусственного интеллекта оснащен мощной камерой. Предзаказ и продажи стартуют в апреле.
  • Samsung Galaxy S9|S9+. Новый флагман Samsung был представлен в рамках MWC в Барселоне. Устройство поступило в продажу в марте.
  • Sony Xperia XZ2|XZ2 Compact. Новый флагман от Sony представили в рамках MWC. Начать продажи также планируется в апреле.
  • Xiaomi Redmi 5|5 Plus - новинки от Xiaomi. Возможно, они станут новыми лидерами бюджетного сегмента.
Полная версия