Пятая часть общего объема рынка электроники и бытовой техники в 2017 году приходится на интернет-покупки, их количество выросло на 12 процентов.
Таковы итоги интернет-продаж, которые подвели компания «М.Видео», (Мосбиржа: MVID), крупнейший российский продавец электроники и бытовой техники, и компания «Эльдорадо», входящие в Группу САФМАР Михаила Гуцериева. Как показал анализ рынка, онлайн стал драйвером рынка электроники – общие продажи показали рост на 6 процентов.
Темпы роста e-commerce в «М.Видео» втрое превысили рыночные, по итогам года динамика составила 41 процент, а доля онлайн-канала в продажах сети в отдельные месяцы достигала 20 процентов.
Как пояснили в «М.Видео», омниканальная стратегия, которой придерживается компания, показала свою эффективность как в традиционном, так и в онлайн-канале. При выборе техники покупатели больше доверяют ритейлеру, если могут прийти в магазин, сравнить несколько моделей и окончательно определиться с выбором перед оплатой.
«По итогам года средняя доля интернет-продаж превысила 15 процентов оборота компании, что больше, чем у ведущих омниканальных ритейлеров электроники в США и Европе. «М.Видео» в 2017 году уделяла большое внимание развитию сайта, совершенствованию сервисов заказа и доставки, обновлению программы онлайн-кредитования», – подчеркнул руководитель департамента интернет-маркетинга и электронной коммерции «М.Видео» Михаил Морозов.
В «Эльдорадо» доля онлайн по итогам 2017 года составила около 19 процентов, что также соответствует рыночному уровню. Увеличение количества онлайн-покупок аналитики связывают преимущественно с рядом нововведений на сайте компании, которые направлены на улучшение покупательского опыта. Это упрощает процесс и делает оформление заказов в интернете еще удобнее.
«Мы помогаем экономить время при покупке онлайн, предлагая более 80 тысяч товаров для самовывоза или быстрой доставки, чему способствует усовершенствование логистических процессов. Другими драйверами онлайн-продаж можно считать внедрение онлайн-кредитования, модернизацию ИТ-инфраструктуры, рост доверия россиян к покупкам в интернет-магазине, а также доступность и широкое распространение смартфонов. Так, к примеру, на конец года доля сессий с мобильных устройств превысила 50 процентов», – пояснил операционный директор по маркетингу «Эльдорадо» Василий Большаков.
Что россияне покупают в интернете
Около 76 процентов покупок, совершенных онлайн: это смартфоны и аксессуары к ним, крупная бытовая техника и компьютеры.
Доля телеком-сегмента, куда входят смартфоны и аксессуары к ним, за последние пять лет увеличилась почти вдвое. Покупатели также стали охотнее приобретать через интернет крупную бытовую технику, так как благодаря более удобным фильтрам, текстовым и видеорекомендациям получили возможность выбрать устройство без похода в магазин.
Как менялась структура интернет-продаж за последние 5 лет:
В онлайне растет средний ценовой сегмент
Наиболее заметно растет спрос на товары среднего ценового сегмента – от 8 до 20 тысяч рублей. Среди причин – усиление китайских смартфонов, большая их часть по стоимость попадает именно в этот сегмент.
В «Эльдорадо» большая часть покупок приходится на сегмент от 20 до 35 тысяч рублей, а в «М.Видео» спрос в равных долях делится на средний (20 – 35 тысяч рублей) и верхний (свыше 35 тысяч рублей) ценовые сегменты. На них приходится около 30 процентов онлайн-продаж сети, что объясняется высокой долей крупной бытовой техники и дорогих смартфонов.
Динамика онлайн-продаж по категориям
Положительную динамику в онлайн-канале показали почти все основные товарные категории. Спрос на смартфоны по сравнению с 2016 годом увеличился на треть, а в «М.Видео» количество заказов на устройства в интернет-магазине выросло вдвое. Наибольшей популярностью у покупателей пользуются китайские бренды. К примеру, продажи Xiaomi онлайн выросли почти на 700 процентов в штуках, Honor – на 110 процентов. Соответственно увеличился спрос и на сопутствующие товары. В «М.Видео» категория росла в несколько раз быстрее рынка – на 156 процентов в штуках и на 130 процентов в деньгах.
Продажи онлайн домашних игровых консолей на рынке выросли вдвое, а в «М.Видео» увеличились на 160 процентов в деньгах и более чем втрое в штуках.
Динамика продаж онлайн по регионам (в денежном выражении) | |
Центральный | +2% |
Урал | +33% |
Сибирь | +31% |
Юг | +18% |
Дальний Восток | +33% |
Приволжье | +24% |
Северный | +9% |
Прирост в 9 процентов показали интернет-продажи пылесосов, на 6 и 5 процентов соответственно увеличились интернет-продажи посудомоечных и стиральных машин. В категории компьютеров и техники для домашнего офиса заметнее всего выросли продажи ноутбуков (+18 процентов), мониторов (+16 процентов) и МФУ (+11 процентов).
Где больше покупают онлайн
Покупки через интернет набирают популярность во всех регионах. Наиболее интенсивно онлайн-продажи росли на Дальнем Востоке, Урале и в Сибири.
Динамика продаж онлайн по регионам (в денежном выражении) | |
Центральный | +2% |
Урал | +33% |
Сибирь | +31% |
Юг | +18% |
Дальний Восток | +33% |
Приволжье | +24% |
Северный | +9% |
Самыми востребованными у онлайн-покупателей брендами стали Apple, Samsung, LG, Bosch и ASUS.