Роспотребнадзор разбирался с Эболой несколько часов
Во вторник в Москве прошла пресс-конференция главы Роспотребнадзора Анны Поповой, посвященная распространению лихорадки Эбола.
К сожалению, инцидент в Шереметьево, где пассажиры были вынуждены провести несколько часов в одном самолете с предполагаемым носителем вируса, говорят о том, что технология противодействия эпидемии отработана до конца.
По данным Роспотребнадзора, к настоящему моменту из эпидемиологически неблагополучных в отношении лихорадки Эбола стран в Россию въехали около пяти тысяч человек. Только 40 из них затем оказались под наблюдением в стационарах, а всех остальных врачи просто наблюдали на протяжении карантинного периода.
Коснувшись ситуации с девушкой, госпитализированной накануне из аэропорта Шереметьево, глава Роспотребнадзора сообщила, что подозрения на Эболу у нее сняты. "Сегодня утром мы получили результат исследования - в крови этой пациентки нет ни антигена, ни антител к вирусу Эболы", - пояснила руководитель ведомства. - То есть сегодня диагноз окончательно снят, хотя уже вчера мы предполагали, что пациентка не с этим диагнозом".
«Насколько мне известно, ситуация развивалась совершенно стандартно, - говорит профессор Тихоокеанского государственного медицинского университета Михаил Щелканов, занимавшийся исследованиями лихорадки Эбола в Африке. - Больной был изолирован... Не надо высчитывать точные минуты – раньше врачи прибыли или позже. Не надо пытаться стоять с секундомером».
Вопрос времени здесь не случаен – пассажиров, прилетевших одним рейсом с заболевшей, врачи больше четырех часов продержали в запертом самолете. На протяжении часа после посадки они были вынуждены ждать медиков из Шереметьево, а когда те не смогли поставить диагноз – ожидание затянулось еще на полтора часа, которые понадобились на прибытие из Москвы специалистов инфекционной бригады. Люди, которым врачи так ничего и не объяснили, были сильно напуганы появлением команды людей в защитных костюмах и противогазах.
Процедура осмотра и принятие решения вновь затянулись, и покинуть злополучный лайнер пассажиры смогли лишь спустя четыре с половиной часа после посадки. Все это время им не предоставлялось питание, а из защитных средств выдали только марлевые маски.
Конечно, профессионалам виднее, как бороться с Эболой, но почему врачи не смогли сработать более оперативно? По некоторым данным, вирус смертельной лихорадки способен передаваться при чихании и кашле, и закрытые в салоне самолета люди наверняка заразились бы лихорадкой если не в полете, так уж точно во время ожидания медпомощи. Еще тревожнее, что вместо разъяснительной работы и профилактической беседы прибывшие в самолет врачи всячески уклонялись от конкретики и только дополнительно накалили ситуацию среди пассажиров.
Не получится ли так, что уверенность Роспотребнадзора в надежной защите россиян от лихорадки Эбола ни на чем не основана? Взаимодействие между различными врачебными подразделениями, как показал шереметьевский эпизод, находится на уровне прошлого, если не позапрошлого века, взятие и обработка простейших анализов занимают несколько часов, а люди оказываются, предоставлены сами себе.
Хочется пожелать авиапассажирам и авиаперевозчикам не попадать больше в такие ситуации, а Роспотребнадзору – вспомнить, что кроме пресс-конференций, на которых так приятно рапортовать об успехах, есть еще и живые люди, которые ждут от них профессиональной и, что важно, своевременной помощи.