Военный тендер для российского флота
Покупка универсальных десантных кораблей для нужд российского флота -- ближайшая перспектива. На мировом рынке вооружений немало предложений кораблей этого класса, но пока самый вероятный исполнитель заказа -- Франция. В пятницу эксперты выясняли, для чего России необходимы такие корабли и смогут ли российские корабелы построить подобные вертолетоносцы.
Решение о приобретении иностранных военных кораблей стало одним из символов реформы российской армии. Для нужд Минобороны России никогда не совершалось столь крупных покупок за рубежом. Корабельная сделка по масштабам финансов и общественного резонанса перекрывает объявленный ранее контракт на импорт израильских беспилотников.
Базирование
События августа 2008 года стали толчком для осознания необходимости покупки корабля класса Mistral, уверен главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. По его словам, задачи захвата и уничтожения кораблей военно-морских сил Грузии в Поти, с которыми успешно справились Воздушно-десантные силы, должны были выполняться Черноморским флотом. Поэтому, уверен эксперт, один из универсальных десантных кораблей (УДК) размесят на Черном море.
Корабли могут оказаться на Северном и Тихоокеанском флоте. Об этом ранее говорил замминистра обороны Владимир Поповкин. Базирование УДК на Дальнем Востоке военные объясняют необходимостью защиты Курильских островов и Сахалина. Передача корабля Северному флоту подразумевает существенное изменение проекта под суровые климатические условия (утепление и утолщение корпуса).
Альтернативы
Представители Минобороны не раз объявляли, что перед приобретением иностранных кораблей будет проведен тендер. Закупка четырех универсальных десантных кораблей заложена в программу перевооружения российской армии до 2020 года – таковы данные Центра анализа стратегий и технологий.
Замдиректора центра Константин Макиенко отметил, что на рынке есть и другие предложения универсальных десантных кораблей. Конкурентом французского Mistral может выступить южнокорейский вертолетоносец Dokdo. О возможности быстрой (3 года) и недорогой постройки этого корабля говорили в Объединенной строительной компании (Россия). Корейский корабль похож на французский. Он способен перевозить больше десанта (720 человек вместо 500), но меньше вертолетов (10 машин вместо 16).
Понравился российским военным и голландский десантный вертолетоносец корабль-док Johan De Witt. У корабля небольшое водоизмещение. Он способен перевозить десант до 700 человек. В ангаре вертолетоносца размещаются шесть немецких противолодочных вертолета NFH-90.
Передовым вариантом универсального десантного корабля является испанский Juan Carlos I. В доке корабля находятся десантные корабли. На палубе и в ангаре испанского вертолетоносца могут разместиться до 40 летательных аппаратов, в том числе и истребители F-35 (максимум 7 машин).
У Советского Союза был опыт проектирования и создания подобный кораблей. Проект универсального десантного корабля 11780, аналога американского Tarawa, реализован не был. По проекту 1174 «Носорог» создано три больших десантных корабля. Они представляют гибрид различных способов десантирования: рампы, катера в доке и вертолетная площадка. Но построен корабль был только спустя 14 лет после выдачи тактико-технического задания.
Mistral
Французский универсальный десантный корабль – наиболее вероятный победитель предстоящего тендера. Причины такого решения не только технические, но и геополитические, уверены эксперты. Два корабля будут построены во Франции, два российскими корабелами.
Покупка таких кораблей – это задел на ближайшие 30-40 лет, полагает военный обозреватель Илья Крамник. По словам эксперта, УДК понадобятся для действия флота в Африке и Средиземном море. Для успешного применения корабля в российском ВМФ проект должен претерпеть изменения (размер доков для катеров и техники). В частности, известно, что для размещения вертолетов Ка-52 высотку ангаров французского корабля придется увеличить на 170 мм.
По словам российских военачальников, Россия приобретает всю электронную начинку корабля (кроме кодов связи НАТО), а не просто корпус. Военные обращают внимания не только на десантные возможности Mistral, но и на его функции как корабля управления. Покупка вертолетоносцев предполагает создание крупных группировок кораблей охраны и сопровождения. Эти заказы получат уже российские судоверфи.