Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

«АЭС - ярчайшее событие в российско-иранских отношениях»

На 21 августа намечен запуск атомной электростанции в иранском Бушере. Российский долгострой завершается в период напряженной ситуации вокруг иранской ядерной программы и ввода новых санкций. Как повлияет запуск АЭС на российско-иранские отношения и почему станция строилась так долго, Infox.ru рассказал гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.

С 21 августа энергоблок Атомной электростанции в Бушере официально квалифицируется как «ядерная энергетическая установка». В этот день в энергоблок начнут загружать ядерное топливо. На церемонии запуска станции ожидают главу «Росатома» Сергея Кириенко и руководителя Организации по атомной энергии Ирана Али Акбара Селихи (одновременно является вице-президентом Ирана).

«Запуск АЭС – это ярчайшее событие в российско-иранских отношениях за последние годы», -- уверен гендиректор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. По его мнению, российская политика трансформировалась из проиранской в прозападную, что вызвало разочарование Россией в иранской политической элите. «Поэтому сдача объекта в Бушере несколько исправляет эту тенденцию и дает возможность Ирану убедиться, что Россия не сбрасывает его со счетов и с Москвой можно иметь дело», -- полагает эксперт.

Долгострой

Строительство атомной электростанции в иранском портовом городе Бушер началось еще в 1975 году немецким концерном Kraftwerk Union, но завершить его не удалось. Правительство ФРГ присоединилось к санкциям, введенным США против Ирана после исламской революции 1979 года, и возведение АЭС было прекращено. Возобновить работы удалось лишь в 1995 году, когда Иран подписал контракт с Россией о продолжении строительства. Работы выполнялись иранскими фирмами под техническим надзором российских специалистов. АЭС предполагали запустить еще осенью 2007 года. Но по разным причинам срок окончания стройки постоянно сдвигался. Начало нового строительства осложнялось тем фактом, что России пришлось продолжить и видоизменить немецкий проект, а не строить объект с нуля.

Затрудняло строительство и постоянное давление со стороны США на страны -- партнеры «Атомстройэкспорта» по возведению АЭС. Многие поддерживали санкции и разрывали контракты с Тегераном. Так произошло с Украиной, приводит пример Раджаб Сафаров: после визита госсекретаря Мадлен Олбрайт Киев отказался от поставок в Бушер лопастей для станции (контракт оценивался на сумму $200 млн). Российской стороне как генподрядчику приходилось тратить время на поиск альтернативы для партнеров, отказавшихся сотрудничать с Ираном. Другая причина задержки строительства, с которой согласны далеко не все эксперты, -- частое недофинансирование работ с иранской стороны.

«Я допускаю, на каком-то этапе Россия стала использовать иранскую карту в своих отношениях с США и странами Запада, -- отмечает Раджаб Сафаров. -- Строительство бушерской АЭС стало частью этой политики». Эксперт поясняет, что в зависимости от ситуации Россия иногда ускоряла процесс строительства или, наоборот, замедляла. Атомная стройка стала рычагом давления Кремля в отношениях с Западом.

Перспективы

По договору ядерное топливо для бушерской АЭС будет поставляться из России. Отработанное топливо для утилизации также вернут поставщику. Весь процесс осуществляется под контролем международных наблюдателей, поэтому предполагается, что введенный в строй объект не даст возможности иранским специалистам получить технологию более глубокого обогащения урана. Ряд западных специалистов полагают, что вряд ли удастся проконтролировать весь объем топлива, и уже сам факт наличия АЭС в стране – серьезный шаг в развитии ядерных технологий.

Станция в Бушере может стать и сдерживающим фактором в случае военной операции против Ирана. «Пока российские специалисты работали в Иране, ни США, ни Израиль не могли решиться напасть на страну, так как никто не решался иметь дело с Россией, поскольку на атомных объектах страны работали несколько тысяч россиян», -- поясняет Раджаб Сафаров. В случае отсутствия новых контрактов российские специалисты начнут покидать страну. Но теперь у России есть отличный повод для поставки Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300, полагает собеседник Infox.ru, -- «для защиты объектов, построенных при помощи России».

Полная версия