Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Пши, бии и шейхи вместо президентов

Инициативу лидера Чеченской Республики Рамзана Кадырова о переименовании должности «президент республики» поддержали главы соседних республик. Парламенту Чечни осталось только определиться с новым названием высокого государственного поста. Infox.ru решил предложить свои варианты должностей с учетом национальной специфики регионов.

Перед уходом в отпуск президент Чечни Рамзан Кадыров направил в местный парламент письмо с просьбой изменить наименование главы региона, исключив слово «президент». «В едином государстве должен быть только один президент», -- пояснил глава республики. Инициативу Кадырова тут же поддержали коллеги по Северо-Кавказскому федеральному округу президенты Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии Арсен Каноков и Борис Эбзеев. Последний напомнил, что еще будучи членом Конституционного суда РФ выступал против того, чтобы главы республик именовались президентами.

«В субъектах первые лица могут именоваться главами республик, главами администраций, губернаторами… готов принять любой термин», -- пояснил Рамзан Кадыров чеченским парламентариям. Но в республике название должности главы региона может отражать и историческое наследие. По крайней мере, муфтий Чеченской Республики Султан Мирзаев считает, что Рамзан Кадыров имеет право на звание имама. «Имам» по-арабски «первый», «тот, кто впереди». Рамзан Кадыров -- имам среди своего народа. Если такое название должности первого лица республики не противоречит Конституции РФ и ЧР, я за этот вариант названия должности руководителя субъекта», -- пояснил религиозный деятель. И опыт уже есть. В ХIХ веке имамы Чечни и Дагестана совмещали в своих руках и светскую, и духовную власть.

Однако такое наследие на официальном уровне в нынешних условиях, скорее, неприемлемо. Поэтому главы вайнахских республик (Ингушетия и Чечня) Рамзан Кадыров и Юнус-Бек Евкуров могли бы получить должности «аьла». Так в Средневековье именовались вайнахские князья.

Большинство населения Карачаево-Черкесии составляют карачаевцы. И президентом КЧР традиционно становится карачаевец. Карачаевские князья именовались тюркским словом «бий». Но в случае войн карачаевские роды часто избирали временного верховного правителя, которого звали «олий». Так что Борис Эбзеев вполне подходит под звание олия Карачаево-Черкесии.

В соседней Кабардино-Балкарии у власти находятся кабардинцы (их большинство в республике). Национальное и историческое возрождение в кабардинской элите крайне актуальная тема. В республике многое переименовывают на кабардинский манер. Кабардинские князья именовались словом «пши». При желании пши может стать не только президент КБР Арсен Каноков, но и глава Адыгеи Аслан Тхакушинов. Черкесы, адыгейцы и кабардинцы – ветви одного народа.

Опередила всех республика Северная Осетия-Алания. Там уже несколько лет должности президента нет вообще. А нынешний лидер субъекта Таймураз Мамсуров имеет официальную должность «глава РСО-Алания». Для разнообразия руководитель осетинской республики мог бы называться, как его аланские предки, алдаром.

Сложнее всего с многонациональным Дагестаном, где лидерство оспаривают сразу несколько национальностей: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины. Сейчас республику возглавляет аварец Магомедсалам Магомедов. Аварские политические деятели прошлых лет были и ханами, и имамами, и нуцалами. У даргинцев существовал титул уцмий (правитель Кайтага, исторической области в Дагестане). Кумыкские правители назывались шамхалами, а лезгины были и нуцалами, и шейхами.

Вернуться к историческим корням есть возможность и у полномочного представителя президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина. В царские времена номинально подобная должность в разные периоды именовалась «Наместник на Кавказе» и «Главноначальствующий кавказской администрацией».

Полная версия