Москва
18 января ‘25
Суббота

Эксперты обновили данные по пятидневной войне

Спустя два года после российско-грузинского конфликта становятся известны все новые подробности пятидневной войны. Скупые данные Минобороны о потерях в личном составе и технике эксперты дополнили информацией о ходе боев и причинах этих потерь. Не только ближний бой и удары вражеской артиллерии, но и дружественный огонь и автокатастрофы уносили жизни российских военных в августе 2008 года.

67 российских военнослужащих погибли в ходе августовской войны. Таковы официальные данные Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ. Первые 15 человек погибли 8 августа. 14 из них -- военнослужащие гарнизона миротворческой базы на юге Цхинвала. В тот же день в Южную Осетию вошел 1-й батальон 135-го мотострелкового полка. Вопреки заверениям грузинской стороны, под массированный обстрел артиллерии противника подразделение не попадало, хотя и потеряло 8 августа одного бойца.

Самые большие потери российская армия понесла 9 августа. В тот день была предпринята первая попытка войти в Цхинвал (при подъезде колонны к столице республики и в уличных боях погибли 11 военнослужащих). В тот же день российские военно-воздушные силы лишились четырех самолетов (погибли пять пилотов). Большие потери в авиации стали неприятным сюрпризом для командования. По данным Центра анализа стратегий и технологий, в военных операциях российские ВВС потеряли в общей сложности шесть самолетов: три штурмовика Су-25, два фронтовых бомбардировщика Су-24М и один стратегический бомбардировщик Ту-22М3. Причем один Су-25 был сбит российскими военными, по ошибке принявшими штурмовик за грузинский. После окончания боевых действий ЧП произошли с вертолетами Ми-8 и Ми-24. Во время конфликта полеты военной авиации часто приостанавливались, что осложняло жизнь сухопутным войскам, лишенным поддержки с воздуха.

Крупные потери личного состава пришлись на 11 августа (14 погибших). В боях за грузинское село Земо-Хвити был подбит российский танк Т-72Б, три члена экипажа погибли. В боях были подбиты один Т-72Б(М) и один Т-62М. Высокий показатель потерь среди легкой бронетехники: девять БМП-1, три БМП-2, два БТР-80, одна БМД-2, три БРДМ-2 и один бронетранспортер МТЛБ. Потерь в средствах противовоздушной обороны и артиллерийских системах не было. Но противнику удалось уничтожить большое количество колесной техники: до 20 машин при штурме базы миротворцев 8 августа, десять грузовиков ГАЗ-66 9 августа под артобстрелом, два «Урала» 11 августа при налете двух грузинских вертолетов Ми-24.

За время конфликта ранения получили около 250 российских военнослужащих. Но только 162 случая -- результат боестолкновений. По пути в Цхинвал военным пришлось преодолеть трудную горную дорогу, поэтому значительная часть раненых и девять погибших -- жертвы автокатастроф. Среди других причин потерь личного состава эксперты выделяют дружественный огонь и «инциденты с огнестрельным оружием». В результате ближнего боя погибли 25 российских солдат. Огонь грузинской артиллерии унес жизни 15 военных.

Шестеро солдат попали в плен в первые дни войны, по ошибке перейдя на грузинскую территорию. Все они были обменяны на грузинских пленных. Сразу после войны пропавшими без вести числились шесть человек. Четверо из них впоследствии были обнаружены по адресам проживания. Опознан также полковник Александр Ковенцов (командир сбитого бомбардировщика Ту-22М3). На сегодняшний день не обнаружен только сержант контрактной службы Леджиев.

Опубликованы данные и о потерях союзников России. Меньше всего жертв у Абхазии. Боевые действия там велись только в Кодорском ущелье. Началу операции предшествовали интенсивные удары российской авиации. В результате при зачистке ущелья было ранено двое и погиб один абхазский военный (по причине дружественного огня).

В обороне Цхинвала принимали участие различные силовые ведомства Южной Осетии: пограничники, минобороны, МВД, КГБ. По данным осетинской стороны, за пять дней войны погибло 37 служащих силовых ведомств. В период с 1 августа до окончания боевых операций убиты 27 и ранено 69 военнослужащих минобороны Южной Осетии. До сих пор нет точных данных по многочисленным ополченцам, оборонявшим столицу республики. Приблизительное число погибших резервистов составляет 50 человек. Осетины также потеряли две БМП-2 и танк Т-55 (впоследствии восстановлен).

В скоротечном конфликте успело поучаствовать незначительное число добровольцев. Но и среди них есть потери: до 15 российских граждан из Северной Осетии. Общие безвозвратные военные потери российской и осетинской стороны составляют около 160 человек. Это сопоставимо с потерями Грузии в 170 военных и 14 полицейских.

Данные о потерях сторон представлены Центром анализа стратегий и технологий.

Полная версия