Программа возвращения русских в Ингушетию провалена
Русские в Ингушетию возвращаться не торопятся. По признанию президента республики Юнус-Бека Евкурова, программа возвращения русскоязычного населения в кавказский регион результатов не дала: мало кто приехал. Не обошлось и без нецелевого расходования средств: местные чиновники использовали программу для махинаций и обогащения. Экономическая нестабильность, теракты и отсутствие гарантий безопасности отпугивают беженцев от родной республики.
Программа по «возвращению и обустройству русскоязычного населения, ранее проживавшего в Республике Ингушетия», провалена. Об этом сообщил агентству СКФО-news президент республики Юнус-Бек Евкуров. По его словам, в ходе исполнения программы зафиксированы махинации с участием чиновников. Схема одной из стандартных афер проста: с русской гражданкой, выехавшей за пределы республики и проживающей в другом регионе России или даже в соседнем государстве, заключается фиктивный брак. «Переселенцам» выделяются средства и жилье, после чего квартира продается, а полученные деньги делятся. «Я даю поручение главе администрации – найдите хоть одну семью, с которой можно было бы пообщаться, которая бы вернулась по этой программе. Нет такой семьи», -- признался журналистам Юнус-Бек Евкуров. Прокуратура завела уголовные дела по восьми подобным выявленным случаям махинаций.
Идея вернуть русских в республику возникла еще у предыдущего президента республики Мурата Зязикова. Власти надеялись не только поправить имидж региона, но и благодаря русским кадрам развить экономику Ингушетии. Финансовые затраты на выполнение программы, рассчитанной на 2004-2010 годы, должны были составить 109,4 млн руб. В республике строили масштабные планы по возвращению около 100 тысяч русскоязычных беженцев.
Несколько лет назад министерство по связям с общественностью и национальным отношениям республики Ингушетии рапортовало о тысячи «репатриантов» и о трех тысячах заявлениях, подданных на возвращение. Однако обстановка в республике стала ухудшаться. Боевики активизировались, стремясь не допустить возвращения русскоязычного населения в регион. В течение 2006 года произошли десятки попыток подрывов и поджогов домов русских граждан. Самым тяжелым для русского населения Ингушетии стал 2007 год. В станице Орджоникидзевская (бывшая Слепцовская, названа в честь героя Кавказской войны генерал-майора Николая Слепцова) были убиты русская учительница Людмила Терехина и двое ее детей. На ее похоронах прогремел взрыв, в результате которого пострадали 11 человек. В городе Карабулак произошло нападение на семью учительницы Веры Драганчук. Погибли ее муж и двое сыновей. В центре Назрани была убита главный врач станции переливания крови Наталья Мударова (бывшая замужем за чеченцем). 14 октября 2007 года в Карабулаке была расстреляна русская семья Костиковых. Убийства и давление на русских продолжилось и в последующие годы. Своеобразная «этническая чистка» республики распространялась не только на русское население: в том же 2007 году в Орджоникидзевской была расстреляна семья цыган и убиты двое корейцев (отец и сын).
Национальные проблемы в Ингушетии обострились после возвращения депортированных граждан в Чечено-Ингушскую АССР. Часто переселенцы селились на казачьих землях. Покидать республику русские стали еще до начала осетино-ингушского конфликта, войны в Чечне и роста террористической активности в Ингушетии. В апреле 1991 года еще до официального распада СССР произошел погром в станице Троицкой, тогда это был единственный населенный пункт в Ингушетии с полностью казачьем населением.
Ингушетия – регион с самой низкой долей русского населения. По данным Росстата, в 2010 году в республике проживают 516 тысяч человек. Русских из них чуть более 6 тысяч. По результатам Всероссийской переписи населения 2002 года численность жителей Ингушетии составляла 467 тысяч граждан, в том числе русских -- 5,5 тысячи. До 1929 года терские казаки имели сунженский казачий округ в составе Горской республики и Северо-Кавказском крае. Позднее округ был упразднен и включен в Чечено-Ингушскую автономную область (позднее Грозненскую область). Сейчас территория округа разделена между Чечней и Ингушетией. Русские компактно проживают в станицах Троицкой, Вознесенской, Нестеровской, Слепцовской (Орджоникидзевской). Но нигде их численность не превышает 10%. В 1989 году 71% населения Чечено-Ингушетии составляли вайнахи, а русские (в том числе казаки) — 23%.