На нижнекамской летной площадке «Корабельная роща» прошел чемпионат России по сверхлегким летательным аппаратам (СЛА) с двигателем СЛА-мото. Экипажи пилотировали дельталеты и мини-самолеты, спортсмены соревновались в скоростном пилотировании аппаратов, искусстве управления и точности приземления. Об особенностях пилотирования сверхлегкими летательными аппаратами узнал корреспондент Infox.ru
Пилотирование СЛА считается самым молодым видом авиационного спорта. Первые шаги делались еще в СССР, но первые профессиональные чемпионаты состоялись лишь в самом конце 90-х годов. В категорию СЛА входят летательные аппараты массой не более 450 кг. В народе их зовут «летающими мотоциклами».
От дельтаплана до дельталета
Прародителем современных сверхлегких летательных аппаратов является дельтаплан. В 1986 году к обычному дельтаплану изобретатели-самоучки приделали двигатель, и получился дельталет, который действовал как обычный легкий самолет, вот только фигуры высшего пилотажа на нем совершать все же не рекомендовалось.
По своим аэродинамическим свойствам СЛА все же уступают обычным летательным аппаратам. Поэтому соревнования проводятся без трюков воздушной акробатики, летчикам предлагается помериться силами в полетах на лучшее пилотирование и знание навигации.
«Аппараты бывают совершенно разные, одни более скоростные, другие менее скоростные, но более маневренные. Задача пилота: использовать максимально возможности своего летательного средства. Задача штурмана: сделать точный расчет полетного времени и расстояния. Только четкие слаженные действия пилота и штурмана могут гарантировать хорошее выступление экипажа», -- рассказал корреспонденту Infox.ru председатель спортивной комиссии СЛА Александр Воробьев.
Литр за одно задание
На чемпионате России по СЛА-2010 участники соревновались в поиске спрятанных целей и площадок для приземления. Опуститься на землю надо было как с включенным двигателем, так и с выключенным. На выполнение задания пилотам выдавалось 16 литров топлива, штурман должен был рассчитать полет с такой точностью, чтобы пилот вернулся на землю с запасом горючего. Если задание выполнено без нарушений, то в качестве бонуса летательный аппарат получал 1 литр бензина.
Соревнования продолжались семь дней. Среди семи команд-участниц лучшей оказалась команда из Татарстана, второе место досталось пилотам из Перми, на третьем расположились летчики Владимирской области.
«Как и в любых соревнованиях, ищется оптимальный путь решения той задачи, которая ставится перед экипажем. Если точно рассчитан полет, то команда набирает наибольшее количество баллов. На этом чемпионате ребята продемонстрировали очень хорошую подготовку и умение работать в команде. Хочу отметить, что уровень наших чемпионатов по СЛА с каждым годом улучшается», -- рассказал корреспонденту Infox.ru Александр Воробьев.