7 точек в хаосе ММКФ
Главный фокус московского кинофестиваля - полная непредсказуемость. Идешь в комнату, попадаешь в другую, вместо, допустим, польского трэша оказываешься на индийском байопике. Правильная зрительская стратегия - решить, что фестиваль для каждого свой и именно то, что он тебе покажет, и есть желанное кино, которое ты хотел увидеть.
Единственное, что мы можем предложить, -- наш вариант путешествия по хаосу ММКФ, семь фильмов, которые нужно посмотреть по самым разным причинам.
«Солярис» (Андрей Тарковский). Не то чтобы мы всерьез предлагали пересмотреть один из главнейших фильмов XX века, вольную экранизацию романа Лема, бесконечно длинное и мутное полотно. Тут важно вот что: это часть программы «Поколение «Ноль» выбирает», молодые успешные режиссеры последних лет рассказывают о фильмах, которые сильнее всего на них повлияли. Так вот «Солярис» -- выбор Петра Буслова. «Самая важная вещь, которую я усвоил как мог, -- мы отвечаем не только за свои поступки, но и за свои мысли. Именно она была тогда сформулирована для меня в «Солярисе», -- цитирует Буслова официальный сайт ММКФ. Итак, когда будете смотреть «Солярис», попытайтесь разглядеть в нем «Бумера».
«Дневник военнослужащей» (Чан Кил Хен, КНДР). Краткое содержание: Хен Сун мечтает о карьере офицера и поэтому после окончания школы вступает в ряды народной армии. Вопреки надеждам девушку не оставляют служить в столице, отправляют по распределению в далекий гарнизон. Поначалу ей кажется, что она совершила ошибку, Хен Сун начинает халатно относиться к службе и однажды даже самовольно покидает пост во время дежурства. Ее отношение к службе меняется, когда она узнает, что именно на этом боевом посту, защищая родину во время Освободительной войны, погиб ее дед. Тут дело даже не в том, что, на взгляд тех, кто не слишком чтит идею чучхе, это кино -- махровейший трэш. Правительство КНДР прислало эталон своего кинопроизводства и одновременно эталон пропагандистский, и очень интересно посмотреть на механизмы, которые используются для индоктринации в последнем по-настоящему коммунистическом государстве. Опять же, строгие девушки в военной форме -- распространенный фетиш.
«Ливан» (Шмуэль Маоз, Израиль). Ливанская война. Экипаж еврейского танка должен проехать через вражескую территорию, давя и уничтожая боевиков и мирных жителей. Внутри машины сидят вчерашние призывники, которые до этого людей никогда не убивали. Трейлер этого фильма был идеальным клаустрофобским хоррором. Те, кто видел кино целиком, говорят, что «Ливан» -- достойный израильский ответ немецкой саге "Das Boot". Всем, кто любит мужское военное кино с запахом пота, солярки, страха и еврейской рефлексии.
«На несколько долларов больше» (Серджо Леоне, Италия). Клинт Иствуд не всегда был совестью нации, американским Солженицыным, в кратчайшие сроки забронзовевшим гениальным режиссером. В молодости он снимался в недорогом трэше со стетсонами и револьверами, который волшебным образом оказался классикой мирового кино. И кажется, тот Иствуд был последним актером, наглядно показавшим, как должен выглядеть мужчина: как и что он должен говорить или молчать, как смотреть, как ходить, куда бить и сколько за это брать.
«Бананы» (Фредрик Герттен, Швеция--Дания--США--Германия--Финляндия--Норвегия--Швейцария--Нидерланды--Испания). Длинное документальное кино про то, как бананы обрабатывают пестицидами, а крестьяне от этого болеют и умирают. Хорошее, как и вся документальная программа ММКФ, серьезное расследование, в котором тем не менее чудится комический элемент. Ну это же бананы, понимаете? Разве можно снять чистую трагедию про бананы?..
«О людях и богах» (Ксавье Бовуа, Франция). История восьми монахов, живущих в горном монастыре в Северной Африке. Один из призеров Канна, кажется, довольно внятное размышление о религиозной вражде и сущности христианства. По следам нашумевшей резни французских монахов, пытавшихся спастись от мира в монастыре в Марокко, французы сделали фильм, который точно не стоит пропускать.
«Красный лед. Сага о хантах Югры» (Олег Фесенко). Автор невыносимых «Стритрейсеров» снял национальный эпос о восстании хантов против советской власти в начале 1930-х. Чем закончилась история с разрушенным святилищем малого народа, понятно заранее, но в жизни тоже случаются чудеса, и вдруг сериальный режиссер, скомпрометированный съемками Марии Александровой в роли девушки-гонщика, смог снять по-настоящему глубокую религиозную трагедию? Рекомендуем к просмотру всем любителям заключать пари и вообще охотникам до всяческих сюрпризов.