Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Ученая собака ищет экскременты снежного барса

С 21 сентября по 13 октября на Алтае прошли полевые работы по мониторингу снежного барса (ирбиса). Впервые учёные использовали собаку, натренированную на поиск экскрементов снежного барса. Эта собака – первая в Сибири ищейка, подготовленная специально для научной работы.

Полезный член экспедиции

В ходе полевых исследований ученые собирают образцы экскрементов ирбиса, а затем выделяют и анализируют ДНК. Подобное исследование позволяет уточнить количество, пол и даже возраст особей исследуемой популяции.

Обычно поиском экскрементов занимаются люди. В этот раз свой вклад в работу по изучению ирбиса внесла и собака-поисковик, молодой кобель немецкой овчарки по кличке Эрик. Его тренировала Екатерина Григорьева – эксперт-кинолог международного класса из Барнаула. Подготовка собаки велась по инициативе и при поддержке Алтае-Саянского отделения WWF.

«Экзамен на профпригодность собака выдержала, – говорит Сергей Спицын, руководитель экспедиции, государственный инспектор Алтайского заповедника и нынешний хозяин Эрика. – Пёс работал хорошо: уверенно нашёл две пробы экскрементов, принадлежащих ирбису, но, к сожалению, в дальнейшем следы жизнедеятельности почти не попадались».

Пресс-служба WWF сообщает, что условиям высокогорья собака адаптировалась хорошо. Эрик продемонстрировал отличную работоспособность даже на высотах до 3,5 тыс. метров. Однако на каменистой почве горных отрогов Эрик, бывший «стопроцентный горожанин», начал сбивать лапы, и пришлось перевести его на щадящий режим работы. По словам Сергея Спицына, агрессивный рельеф накладывают ограничение на работу собаки, так как на гребнях хребтов или в каньонах реки острые как бритва края камней и плит ранят лапы, затрудняя или делая невозможным дальнейший поиск.

«Даже самая лучшая собака, к сожалению, не заменит группу исследователей из пяти-шести человек, – продолжает Сергей Спицын. – Собака может пройти только один маршрут, а пять исследователей – пять маршрутов». Правда, по его словам, до 50% экскрементов снежного барса, собранных самыми лучшими специалистами, принадлежат, как позже выясняется, другим видам животным. Дело в том, что в местах маркировки ирбисом своей территории, оставляют свои метки и другие виды хищников. Поэтому ошибки неизбежны. В полевых условиях, чтобы не допустить потери ценного материала, ученые собирают все пробы экскрементов, даже если есть сомнения, какому виду они принадлежат.

Сейчас цена ошибки – 20 долларов за один экземпляр (стоимость теста ДНК). Экологи уверены, что Эрик, различающий принадлежность экскрементов почти на 100%, поможет и деньги сэкономить, и повысить эффективность сбора проб.

Собаки охраняют зверей и пропалывают огород

Идея использования собак для поиска экскрементов редких видов кошачьих в России не нова. Так, на Дальнем Востоке России зоологи успешно используют ищеек для поиска территориальных меток тигра и дальневосточного леопарда.

В США уже эффективно реализуется проект EcoDogs. Четвероногие питомцы помогают экологам искать исчезающих скунсов и черных медведей отмечать координаты мест, через которые прошлись животные. В ближайшее время собак станет больше, и они примутся искать ласк.

Американские экофермеры используют собак и для прополки сорняков. Овчарки способны унюхать инвазивный сорняк, включенный в список особо опасных растений в 16 штатах, на почти незаметной стадии, когда из-под земли появилось всего несколько листьев.

Поиски ирбиса

На Южно – Чуйском хребте участники экспедиции обследовали территорию левых притоков реки Чуя, а также, правых притоков и истоков реки Чаган-Узун. Специалисты искали по долинам рек и по гребням хребтов следы ирбиса, а также метки, которыми животные обозначают свою территорию – поскребы на земле, задиры на деревьях, мочевые точки и экскременты.

Признаков присутствия снежного барса зоологи не обнаружили, сообщает WWF. Специалисты сдеелали вывод, что ирбис очень редко заходит в эти края. Зато участники экспедиции обнаружили метки ирбисов на хребте Чихачева, в урочищах Богуты, Кындыктыккуль и Кара-Оюк. Кстати, этим летом именно на хребте Чихачева экологи поймали ирбиса в фотоловушку.

Полная версия