Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Экопросвещение развивается по остаточному принципу

Несмотря на поручение президента устроить школьникам экологическую обязаловку, экологическим образованием детей сегодня занимаются не школы, а добровольцы и общественные организации. Впрочем, дети этому только рады: у них нет ни учебников, ни скучных предметов, ни двоек в дневниках. Корреспонденты Infox.ru прошли полевой курс экологии вместе с ними.

Школьная экология

В прошлом году Дмитрий Медведев поручил принять меры по включению экологического образования в число обязательных учебных предметов. Поручение президента относилось к системе и школьного, и профессионального образования. В 2011 году экология все еще не появилась в школьных классах. Это и понятно – все-таки для хорошо забытого старого предмета нужны и новые государственные стандарты, и учебные пособия.

Успешно или не очень, но дело все-таки идет – в последней редакции Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для старшеклассников предмет «экология» присутствует. В программе начальной школы есть альтернатива – предмет «окружающий мир».

И экологи, и президент единогласны в том, что прививать любовь к природе, развивать экологическое мышление и бережное отношение к ресурсам необходимо с детства.

Но пока что на детство у чиновников остается не очень-то много времени. На заседании президиума Госсовета по вопросам экологической безопасности, прошедшем в июне этого года, Дмитрий Медведев отметил, что основное внимание чиновников образования приковано к ЕГЭ и тому, как поделить часы между учебными предметами. «Про экологию, конечно, вспоминают по абсолютно остаточному принципу», - сказал президент.

То есть, чиновники все-таки выполняют экопоручение, но в основном в свободное от ЕГЭ время.

Заповедный лагерь

Итак, где же получить экологическое образование? Елена Книжникова, эксперт WWF России по экологическому образованию, рассказывает, что вряд ли в школе - экология и полевая практика исчезли еще в 1996 году, через пять лет после появления.

Заняться экопросвещением родители могут и самостоятельно. Главное – не принять борщевик за созревший гигантский укроп, и быть готовым ответить на вопросы юного почемучки.

Но есть и более надежный вариант: можно найти в своем регионе охраняемую природную территорию. Как правило, сотрудники заповедников и национальных паков реализуют программу экологического просвещения. «Это одно из основных направлений нашей деятельности», - рассказывает корреспонденту Infox.ru Зоя Дроздова, заместитель директора национального парка «Мещёра» (во Владимирской области).

Зоя Дроздова говорит, что, конечно, нет гарантии, что сотрудники каждой охраняемой территории занимаются не только наукой, но и школьниками. Тем не менее, попробовать стоит. Например, в Мещере вот уже несколько лет школьники проходят летнюю школу экологии. А в этом году Национальный парк «Мещера» совместно с Всемирным фондом охраны природы (WWF) и компанией «Крафт Фудс Россия» принял 130 школьников. Такие же эколагеря (школьные экспедиции) организуются и в других регионах России.

Детские уроки для взрослых

Корреспонденты Infox.ru проверили эффективность эколагеря на своей шкуре – влились в детский коллектив на пару дней. Белые футболки, синие банданы, жестяные миски и утренняя зарядка. Журналисты так слились с детьми, что преподаватели лагеря устроили слежку, когда мы самовольно пошли на речку.

Утро. Зарядка. После завтрака в Мещере начинаются летние уроки. Дети, а вместе с ними и мы, разбредаемся по добровольным секциям – изучать биоразнообразие, птиц или болота. Сидим на уроках и понимаем, что сейчас мы догоняем тот самый упущенный школьный курс, который исчез из школ в середине девяностых.

Все-таки нам повезло. Ведь для кого-то эти уроки потеряны навсегда, а мы проходим их в Мещере – том самое место, где встречаются все три типа болот (верховые, низинные и переходные), а вместе с ними - редкие и краснокнижные виды животных и растений.

«Да-да, вот так, с открытыми ртами сидят и наши дети», - говорит Зоя Дроздова, замечая, что журналисты не отрывают глаз от преподавателей-биологов.

Рассмотрев болотную воду, уходим на уроки по кольцеванию птиц. Ученый-орнитолог не просто рассказывает, как и зачем метят птиц. Он дает каждому ребенку возможность, и поймать, и измерить, и окольцевать пернатое животное. Интересно, очень интересно слушать человека, который в московских парках встречает и узнает своих птиц.

Два дня прошли незаметно, и уезжать не хотелось. Было очень приятно видеть, что пока чиновники создают обязательно-разрешительные документы для уроков экологии, общественники учат детей любить природу без стандартов и нормативов. Не в теории, а на практике, они показывают, как мыть посуду без порошков, экономить воду и утилизировать туристический мусор.

Здорово, но обидно, что в такие лагеря попадает не очень-то много детей. Сто тридцать человек за лето – для Мещеры это маленькая победа. Но в масштабах России, или даже Владимирской области – это капля в море. К сожалению, победы так и будут оставаться каплями, если экологические проблемы образования будут решаться только по «абсолютно остаточному принципу».

Полная версия