Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

СМИ мешают шимпанзе выживать

Американские зоологи обеспокоены несерьезным отношением людей к шимпанзе. Они уверены, что в массовой «несерьезности» виноваты телевидение и пресса, которые создают приматам имидж, не отражающий реальность. А на самом деле этот вид находится на гране вымирания.

Вымирающие телезвезды

«В экваториальной Африке шимпанзе находятся на грани исчезновения, но люди мало знают, или вообще ничего не знают о проблемах, которые действительно существуют в диком животном мире, -- пишут исследователи из Университета Чикаго (University of Chicago). -- В США, как и в других странах, эти приматы часто используют даже как домашних животных».

Зоологи объясняют, что обычно в отношении исчезающих видов действует специальное законодательство, регулирующее их покупку-продажу. Но законодательство обошло стороной шимпанзе, поэтому исчезающих приматов можно купить в обыкновенном зоомагазине. Животных используют для развлечения или получения коммерческой выгоды: «Шимпанзе обладают высокими умственными способностями и хорошо обучаются, благодаря чему нередко становятся настоящими телезвездами -- их снимают в рекламах, художественных и научно-популярных фильмах», -- продолжают зоологи.

Ученые уверены, что благодаря рекламе и фильмам с участием шимпанзе у зрителей развивается уверенность в благополучном положении приматов.

Обезьянам мешает имидж

Ученые под руководством Стефана Росса (Stephen Ross) из Центра изучения и защиты обезьян (Center for the Study and Conservation of Apes) захотели узнать, как влияет имидж животных-телезвезд на общее восприятие шимпанзе жителями США. Зоологи подготовили сорок восемь фотографий, на которых шимпанзе были изображены с человеком или без него; место действия -- зоопарк, джунгли или офис. Далее зоологи показывали картинки людям (более 1200 участников) и просили респондентов описать характер животных и состояние популяций приматов.

Оказалось, что фотографии людей и шимпанзе создают ложное представление о том, что эти животные могут быть дружелюбными домашними питомцами (на самом же деле они чрезвычайно сильны и очень агрессивны). Более того, после просмотра таких картинок у респондентов чаще появлялась уверенность в том, что диким шимпанзе ничто не угрожает.

У добровольцев, рассматривающих снимки детенышей шимпанзе под опекой людей, не появлялось обеспокоенности проблемами выживания диких животных. Фото одиноких шимпанзе, напротив, вызывали беспокойство о судьбе приматов.

«Медийная продукция создает ложное представление о благополучном положении обезьян, -- завершают авторы исследования, результаты которого опубликованы в PLoS ONE. – Более того, ТВ и пресса побуждают желание приручить дикого примата, использовать его в качестве домашнего животного».

Ученые считают, что массовое несерьезное отношение мешает охранять исчезающих приматов. Вероятно, стоит подумать о том, как нужно показывать шимпанзе, чтобы люди осознали реальное положение этих животных.

Полная версия