Австралийские врачи собираются лечить астматиков ботоксом. Медики надеются, что если клинический эксперимент завершится успехом, то задыхающиеся люди вздохнут полной грудью и обретут голос.
Ботокс – это очищенный нейротоксиновый комплекс ботулотоксина типа А, он действует локально и блокирует нервно-мышечную передачу. В лабораторных условиях нейротоксиновый комплекс синтезируют микроорганизмы Clostridium botulinum.
Ботокс более известен, как средство от морщин: парализуя мышцы, он разравнивает кожу. После воздействия ботокса формируются новые нервно-мышечные синапсы и восстанавливаются транспортные белки. Мышца вновь приобретает способность сокращаться.
Этим нейротоксином медики из Университета Монаша в Мельбурне (Melbourne's Monash University) и собираются лечить астматиков. Впрочем, если точно, лечить нейротоксином врачи будут не астму, а сопутствующее осложнение – спазмы голосовой щели, нервно-мышечную дисфункцию гортани. Роль ботокса в этом случае состоит в том, чтобы расслабить мышцы гортани.
«Такие осложнения развиваются почти у половины пациентов с тяжелым течением астмы, – говорит Фил Бардин (Phil Bardin), директор отделения респираторной медицины в Медицинском центре Монаша (Monash Medical Centre). – У больных появляются спазмы гортани и нарушается голосообразование, вплоть до немоты».
Ученые планируют ослабить спазм гортани с помощью инъекции ботокса. Пока нет никаких гарантий того, что клинический эксперимент удастся: «Формально, это первое исследование. Хотя в клинической практике мы использовали ботокс для лечения пациентов с нарушением голосообразования – дисфонией, – продолжает Фил Бардин. – После инъекции нейротоксина у больных расслаблялись мышцы и восстанавливались функции гортани. Единственное неприятное последствие, с которым столкнулись люди – их голос становился немного тише». Фил Бардир рассказывает, что в мировой медицинской практике задокументирован один случай успешного лечения ботоксом пациента с нервно-мышечной дисфункцией гортани.
Исследование начинается на этой неделе. В ходе клинического эксперимента тридцать человек получат порцию ботокса, еще тридцать – плацебо. «Мы полагаем, что через три месяца после инъекции мышцы гортани снова будут работать нормально», – завершает доктор Фил Бардин.