Взрослые решили, что тестировать школьников на наркотики можно. Правда, пока непонятно, что делать с полученными результатами и детьми из группы риска. Выгонять нельзя, но и оставлять не рекомендуется.
В минувший четверг, 19 мая, члены общественной палаты обсудили пути совершенствования антинаркотической политики. Взрослые выясняли, можно ли тестировать несовершеннолетних детей и студентов. Оказалось, что, в общем-то, родители «за»: по данным ВЦИОМ 83% взрослых людей (и 90% тех, у кого уже есть свои дети) поддерживают инициативу Минздрава. Причем, большинство взрослых опасаются за своих детей и тех, с кем они дружат: все-таки в подростковом возрасте ребята больше прислушиваются не к родителям, а к сверстникам.
Чиновники всерьез и небезосновательно обеспокоены масштабами наркотического бедствия: в России 2, 5 миллиона наркоманов и сто пятьдесят тысяч наркоторговцев. Основная группа риска – подростки. Именно они ищут острые ощущения и альтернативные пути самовыражения. «В современной школе, в том виде, в котором она существует, детям не может быть интересно, -- говорит корреспонденту Infox.ru Рустам Курбатов, директор Лицея «Ковчег-XXI». -- Школьники ищут дополнительную порцию адреналина и интересных ощущений».
Члены общественной палаты рассказали, что желание получить порцию адреналина довольно часто доводит до уголовной ответственности. Наркоманы занимают почетное третье место среди заключенных: каждый восьмой осужденный -- наркоман. В уголовном рейтинге наркоманов опережают только те, кто несет ответственность за кражи и экономические преступления. Кстати, наркоманы тоже воруют: один зависимый совершает до пятидесяти краж в год.
Однако невозможно противодействовать распространению наркотиков, а значит и преступности, без снижения спроса. Олег Зыков, член Общественной палаты, считает, что самое главное – не бить по рукам, а понимать, почему ребенок потянулся к наркотикам. «Наркомания -- это отдельный симптом очень сложной болезни, -- говорит Олег Зыков. --Симптоматическое лечение не исцеляет от основной болезни и не приносит настоящих результатов».
Олег Зыков уверен, что рассказы педагогов о вреде наркомании -- это прямая пропаганда наркотиков. «А пафосные акции велосипедистов и парашютистов -- полнейшая чушь, -- говорит Олег Зыков. -- Надо не маршировать, а работать с детьми -- пытаться понять судьбу и проблемы каждого проблемного ребенка».
По мнению Олега Зыкова, профилактика наркомании должна идти на трех уровнях. Первый и основной – развитие «моды» на здоровый образ жизни, обеспечение социального благополучия. Второе -- правовая и юридическая профилактика: «Вы знаете, что японцы, пришедшие в наркологический центр, освобождаются от ответственности - им оказывают медицинскую и психологическую помощь, -- говорит Олег Зыков - В России все наоборот». Эксперты считают, что российских наркоманов, осознавших свою проблему, тоже необходимо поддерживать, а не подвергать социальным репрессиям. И третий, последний уровень профилактики наркомании -- лечение зависимых, предупреждение рецидивов и реабилитация.
Можно сказать, что члены общественной палаты согласились с общей концепцией антинаркотической политики. И обязательное тестирование вполне вписалось в канву оздоравливающих идей. Причем, взрослые согласились, что тестировать школьников нужно с разрешения родителей, или даже согласия самих школьников. То есть, примерно так: «А сейчас мы проверим, кто из вас наркоман!».
Как бы там ни было, с согласия или без, но школьников можно протестировать и выявить группу риска. Родители с этим согласны. Но остался главный вопрос: что делать с полученными результатами и выявленными школьниками - наркоманами? Кажется, этот вопрос повис в воздухе -- члены Общественной палаты так и не ответили на него. Минздрав утверждает, что, основываясь на результатах тестирования, отчислять ребенка из школы нельзя. Но и оставить наркомана в школе -- значит поставить под угрозу других детей.
«Я не могу представить, что будет с ребенком, и какие специалисты смогут работать с проблемными учениками, -- поделился своим недоумением Рустам Курбатов. -- Ни учитель, ни школьные психологи делать этого не смогут. Нужна будет помощь квалифицированных специалистов и слаженная работа целой системы, которая реабилитирует ребенка, не сделав его маргиналом». Кстати, по данным наркологических центров, лишь несколько процентов наркоманов (1-2%) проходят весь курс лечения и «воскрешают» свою личность реабилитационными программами. Работа со строптивыми подростками-наркоманами -- еще более сложный и длительный процесс.
Есть и другая опасность -- вполне нормальных детей могут «оклеймить» наркоманами, поставить на учет и «полечить», навсегда испортив им жизнь. Директор школы уверен, что бороться с наркоманией необходимо. И, по-видимому, тестирование школьников -- вполне здравая идея. Но, прежде необходимо убедиться, что тестирование не ухудшит и без того плачевное положение детей из группы риска.
Infox.ru следит за развитием событий.