Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

08:35
Москва
18 декабря ‘24, Среда

Минздравсоцбутафория

Опубликовано
Текст:

Врачи, чиновники и академики РАМН оценили модернизацию здравоохранения. Мнения разошлись: одни сочли здравоохранение чересчур хорошим и затратным, другие -- бутафорским.

В статье «РАМН и Минздрав перемыли кости лекарствам» Infox.ru уже рассказывал о научно-экономических разногласиях между чиновниками и академиками, а также о новых документах и деньгах, которые появляются в системе здравоохранения. В рамках прошедшего в Москве конгресса «Справедливость, качество, экономичность» специалисты Неминздрава подытожили эффективность денежных вливаний в систему здравоохранения, после чего пришли к выводу, что модернизация здравоохранения – просто потемкинская деревня.

Куда не ступала нога

Президент Межрегиональной общественной организация «Общество фармакоэкономических исследований» (МОООФИ) и заведующий кафедрой гематологии и гериатрии Московского медицинского университета профессор Павел Воробьев с 2008 года организует ежегодные автопробеги «За справедливое здравоохранение». Проехав по маршрутам «Москва-Байкал», «Москва-Саяны» и «Москва-Сахалин», врачи заглянули в десятки медицинских учреждений. «Многие больницы легче сровнять с землей, а не модернизировать. Возраст большинства из них превышает полвека, а то и приближается к сотне», -- говорит организатор автопробега. Немолодые (старше 50 лет) единичные врачи принимают пациентов в «модернизированных и оборудованных» кабинетах труда или «покоях», расположенных в цокольном этаже. «Роженицу с осложнениями нужно везти в центральную больницу, которая находится на расстоянии пятисот километров от поселка. Дорог нет. Покрыть финансовые расходы на двухсуточную командировку бригады скорой помощи муниципалитет не может. Не везти роженицу – значит причинить вред здоровью и попасть под суд за невыполнение приказов министерства. Впрочем, руководитель Минздрава неоднократно «натравливала» пациентов, предлагая разговаривать с врачами через прокуратуру», -- пожимает плечами Павел Воробьев, полагая, что Министерство осознанно создает условия для конфликта между болеющими и лечащими.

С 2011 года у болеющих появится еще больше возможностей наказать врача за медицинскую некомпетентность и нежелание лечить качественно: «Врачи будут нести ответственность за сокрытие информации о возможности использовать для лечения более дешевые лекарственные средства, -- говорит Лилия Шафикова, полковник юстиции. -- Если пациент посчитает, что ему необходимо использовать иное лекарственное средство (не то, которое прописывает специалист – Infox.ru), врач должен будет приложить максимум усилий, чтобы больной получил желаемый препарат, и поликлиника не потеряла часть дохода».

«Врачам нечего скрывать, потому что дорогостоящие лекарства, как правило, более эффективны, но их не всегда можно найти в аптеках, -- защищает медиков пациент «со стажем» Марина Митрофанова. -- А выбирать метод лечения должен все-таки врач, а не пациент, насмотревшийся рекламы или наслушавшийся советов своих родственников и друзей. Хотя и с пациентом нужно советоваться, так как хронически больные люди знают, какие лекарства им помогают».

Практикующие врачи считают, что чиновники не всегда оценивают сложившуюся ситуацию объективно. И «хронические заболевания» системы здравоохранения обостряются на периферии, а не в центральной части России. «Мы готовим доклад о реальном состоянии системы здравоохранения и предлагаем стратегии изменения ситуации, – говорит Павел Воробьев, уверяя, что они добрались туда, куда не ступала нога чиновника, а Минздрав просто не понимает, о чем идет речь. – Многие государственные проекты – это не проекты, а бутафория. Без целей, задач и сформулированной концепции появляются новые здания, которые либо сгнивают, либо срочно переделываются. Ну, скажем, посреди Комсомольска-на-Амуре появился шикарный центр для пациентов из отдаленных территорий. Люди должны сутки ехать на перекладных, чтобы попасть в этот центр. В результате клинике пришлось взять на себя местных пациентов (то есть не тех, для которых изначально строился центр - Infox.ru), а для людей из поселков построить мобильные медицинские пункты».

Павел Воробьев объяснил, что в новых медицинских центрах врачи появляются не «из ниоткуда», а из других больниц. «Здравоохранение не развивается: Минздрав просто осуществляет «разовые впрыскивания». Люди перетекают из одного места в другое, и оставляют целые отделения без единого специалиста. В новых медицинских центрах появляются врачи, массово уволившиеся из своих захудалых больниц», -- сказал Павел Воробьев, отметив, что в общероссийском масштабе «популяция» врачей не молодеет и не увеличивает свою численность.

Чиновники довольны, люди тоже

Впрочем, чиновники более или менее довольны своими трудами. А постоянную критику, или, как говорит глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, «критиканство без предложений» со стороны независимых экспертов и врачей можно расценивать и как интуитивное, врожденное желание работников бюджетной сферы возмущаться, бороться и высказывать недовольство.

Как ни крути, а работа Минздрава идет своим чередом: деньги тратятся, законы принимаются, пациенты лечатся и даже вылечиваются. Екатерина Какорина, заместитель директора Департамента мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Росийской федерации Минрегиона России, рассказала, как межведомственные чиновники ежегодно оценивают эффективность работы системы здравоохранения. В качестве критериев эффективности используется 70 показателей (общее количество для всех сфер деятельности государственной власти – 300). Здоровье, смертность (материнская, младенческая, людей трудоспособного возраста) и удовлетворенность системой здравоохранения – основные индикаторы.

По словам Екатерины Какориной, система здравоохранения развивается неплохо – постепенно снижаются показатели смертности, а жители некоторых регионов даже получают удовольствие от отечественной медицины. Правда, узнав, что жители Пскова больше остальных удовлетворены местной медициной, чиновники не поверили, что такое вообще возможно, и провели дополнительное исследование. Оказалось, псковские врачи не то чтобы лечат, но зато и взяток не берут: «Они выслушивают пациентов и денег не просят», -- сказала Екатерина Кокорина, объясняя парадокс.

Врачи размножились

Екатерина Какорина рассказала также, что государство слишком много денег тратит впустую. В основном, на низкоквалифицированный персонал – уборщиц, поваров и прачек. «Это же не медицинские траты», -- пояснила недовольство расходами Екатерина Какорина. Так, на управление кадрами в сфере здравоохранения расходуется около 85 млрд неоправданных рублей в год, на оказание стационарной помощи -- 14 млрд рублей. Кроме того, по данным Минрегионразвития, популяция медработников растет, и сильно: «За последние двадцать лет общее количество работников системы здравоохранения увеличилось более чем на 25%, -- продолжила Екатерина Какорина. – У нас, например, избыток врачей-специалистов, и мы ждем, когда Минздрав разработает обещанные нормативы и пропишет, сколько медицинских работников должно быть в регионах».

В разговоре с корреспондентом Infox.ru Екатерина Какорина пояснила, что избыток врачей-специалистов не сказывается на качестве медицинского обслуживания. «Все равно в поликлиниках очередь, пациентам сложно попасть к врачу и получить должное внимание, -- сказала чиновница корреспонденту Infox.ru, пожалев заодно, что специалистов высокого класса невозможно «сманить» на уровень первичного медицинского звена. – Потому что врачи-специалисты не готовы за дополнительные десять тысяч сидеть на приеме в поликлинике. Это непрестижно, и немалую роль в отсутствии персонала играют СМИ, которые пишут о здравоохранении в негативном контексте».

«Избыток узких специалистов – это один из немногих плюсов отечественной медицины, -- отпарировал претензии Минрегиона корреспонденту Infox.ru высокопоставленный представитель Минздрава. – Чтобы попасть на консультацию к узкому специалисту (пульмонологу, кардиологу или гематологу, например) в Канаде, США и Европе пациентам приходится стоять в очереди по три-четыре месяца. Так что оптимизировать расходы, удаляя из системы «излишек» врачей, не стоит».

Впрочем, избыток этот отражается не на качестве лечения, а на количестве бумаг, считают специалисты с мест: «Загляните в кабинет врача! Минздрав сделал из доктора пишущую машинку, которая заполняет отчеты и выписывает рецепты, -- возмутился в разговоре с корреспондентом Infox.ru практикующий врач, один из участников конгресса. – За отведенное нормативное время (5-7 минут на одного пациента) врач просто не в силах оказать должное внимание, он еще и массу бумаг заполнить должен. В основном врачи не лечат, а пишут».

Дорогая скорая

По словам Екатерины Какориной, скорая медицинская помощь -- самая затратная. Она «съедает» 7% бюджета здравоохранения вместо «оптимальных» трех. Изменив структуру, можно сэкономить до 3 млрд рублей на управлении, и еще 20 млрд рублей – на хронических больных, которые постоянно пользуются «неотложкой». «В России почти в два раза больше врачей-специалистов (из расчета на 10 000 населения) по сравнению с Европой и США, слишком много больничных коек и необоснованных вызовов скорой помощи, -- резюмировала Екатерина Какорина. – Если не врач будет ходить к пациенту, а пациент к врачу (например, в пункт неотложной помощи), то можно будет избавиться от части неэффективных расходов».

Отвечая на вопросы корреспондента Infox.ru, Екатерина Какорина пояснила, что большие траты связаны с особенностями русской души: «Ну, менталитет такой у народа – вызывать «скорую» по делу и без -- в семейных ссорах и при алкогольном опьянении».

Практикующие специалисты считают иначе: «Высокие затраты на скорую медицинскую помощь – это индикатор некачественной работы. Если бы хронически больные люди получали должную помощь, им бы не приходилось вызывать врачей на дом, когда состояние становится критическим», -- считает заместитель главного врача одной из клиник ФМБА.

Отрезал ненужное -- и домой

Чиновница также рассказала, что и дорогостоящему пребыванию в стационаре (как и скорой помощи) есть вполне рациональная альтернатива. Например – однодневная хирургия или дневной стационар. То есть прошел процедуру или отрезал все что нужно – и домой. «Пациент должен лежать в больнице в том случае, если ему требуется круглосуточное врачебное внимание, -- продолжила Екатерина Какорина. – Вы посмотрите, кто лежит в наших больницах? – в основном пациенты с хроническими заболеваниями! Они ведь могут и дома проходить лечение». На вопрос корреспондента Infox.ru о том, не скажется ли такая «оптимизация» на здоровье пациента (все-таки больным лучше лежать, а не бегать по городу), чиновница затруднилась ответить, сказав что нужно «подумать и просчитать».

Екатерина Какорина рассказала, что некоторые больницы успешно переходят на «аутсорсинг» (сотрудничают с прачечными и наемными уборщицами, поварами по часовому тарифу) и таким способом снижают траты на «прочий» персонал. Правда, если пациента вдруг стошнит во внеурочное время, то непонятно, придется ему ждать начала рабочей смены или звать на помощь врача. К тому же, при такой системе возникают проблемы в моменты пиковых нагрузок: «При пожаре в «Хромой лошади» не всех пациентов удалось госпитализировать сразу. Постельное белье находилось в прачечной, на некотором удалении от больницы. И его (белье) нужно было заказывать заранее», -- согласилась с негативной реакцией корреспондента Infox.ru Екатерина Какорина, отметив, что над оптимизацией все-таки нужно хорошенько подумать.

«В Башкирии, Чувашии и Кемеровской области сложилась рациональная система здравоохранения, с низким уровнем госпитализации и нечастыми вызовами скорой помощи, -- продолжила чиновница. – В Ингушетии, Дагестане и Чеченской республике нет ни медицины, ни неэффективных расходов».

Впрочем, Екатерина Какорина считает, что система здравоохранения справляется с неэффективностью лучше, чем система образования. В учебных заведениях еще большие суммы уходят в никуда – на уборщиц, печников и прочие глупости.

Справедливая медицина

Павел Воробьев как заместитель председателя формулярного комитета РАМН уверен, что здравоохранение теряет от пятидесяти до восьмидесяти процентов средств не из-за неэффективности, и из-за несправедивости. «В российской системе богатый не платит за бедного, а здоровый не платит за больного, – говорит Павел Воробьев. – Налог на медицинское страхование распространяется на заработную плату, а не на доход. Ни для кого не секрет, что от пятидесяти до восьмидесяти процентов доходов не являются заработной платой. Более того, вполне обеспеченные люди (те, чья годовая заработная плата превышает 400 тысяч рублей) платят в систему ОМС минимальные отчисления, непропорциональные размерам заработной платы».То есть, немалые деньги государство могло бы получать просто за счет справедливого налогообложения граждан.

Кстати, несмотря на выявленную неэффективность, почти 90% россиян, по большому счету, все-таки оптимизируют расходы здравоохранения -- они просто не претендуют на бесплатные лекарства и самостоятельно оплачивают все медицинские услуги, одновременно делая взносы в систему ОМС. Ведь все пациенты так или иначе все лечение оплачивают самостоятельно: в виде прямых выплат, налогов и обязательных отчислений в ОМС.

«Мне непонятно, почему если человек в течение многих лет не болеет или просто не обращается в государственные медицинские учреждения, то его взносы в ОМС не откладываются на личный счет? -- поделился с корреспондентом Infox.ru своим мнением о несправедливости здоровьесберегающих выплат один из практикующих врачей. – По сути, здоровые работающие россияне в течение двадцати -- тридцать лет платят за услуги, которыми они не пользуются. Спустя годы заболевшему человеку приходится выбивать квоту на дорогостоящее лечение и стоять в общей очереди. Никаких «поблажек» за то, что десятилетиями вы безропотно трудились и ничего не просили у государства, вы не получите».

«Да, у работающих россиян есть еще одно финансовое бремя – это наши олигархи, за которых государство перечисляет в фонды ОМС как за неработающих граждан. Суммы небольшие, но они тоже берутся из наших карманов», -- завершил Павел Воробьев.

Впрочем, чиновники по-прежнему считают, что система здравоохранения хороша. И если что-то не так, то скорее с людьми, а не с системой.

Реклама