Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Хронический храп отупляет

Нейробиологи проанализировали мозг и когнитивные способности храпунов. Оказалось, что дневная рассеяность связана с недостатком не сна, а серого вещества.

Синдромом ночного апноэ медики называют периодические остановки дыхания во время сна. Специалисты различают две формы апноэ сна -- обструктивного и центрального происхождения.

При центральном апноэ сна (ЦАС) остановки дыхания происходят из-за нарушения работы мозга и сердца. При обструктивном апноэ сна (ОАС) спящий человек задыхается из-за сужения (обструкции) верхних дыхательных путей. Так как во время сна мускулатура тела, в том числе мускулатура глотки и мягкого неба, расслабляются, то корень языка может западать. Одновременно диафрагма (главная дыхательная мышца организма) продолжает сокращаться, получая от мозга «дыхательные» импульсы. В дыхательных путях возникает отрицательное давление, из-за чего дыхательные пути спадаются. Из-за остановок дыхания организм начинает страдать от гипоксии (кислородного голодания) -- мозг получает сигналы тревоги и заставляет организм экстренно просыпаться.

Задыхающиеся во сне люди не только храпят и мешают другим, но и сами испытывают неприятности и сложности. А в дневное время невыспавшийся мозг (о чем человек не всегда догадывается, так как он не помнит своих многочисленных пробуждений), плохо соображает.

Считается, что рассеянное внимание, замедленная реакция и нейропсихологические расстройства храпунов связаны с недостатком сна.

Итальянские нейрофизиологи по руководством Николы Канесса (Nicola Canessa) из университета Сан-Рафаэля (Vita-Salute San Raffaele University) решили не списывать проблемы пациентов на элементарный недосып. И поэтому сравнили МРТ здоровых людей и пациентов, страдающих ОАС. В комплексе с анатомо-морфологическим исследованием мозга ученые оценивали настроение и когнитивные способности испытуемых – краткосрочную и долгосрочную память, бдительность, внимание, абстрактное мышление.

Нейробиологи обнаружили, что у пациентов с ОАС не хватает серого вещества. Более того, в некоторых участках мозга, которые контролируют выполнение функций высокого порядка (абстрактное мышление и решение сложных задач), серого вещества особенно мало.

Результаты МРТ не противоречили результатам интеллектуальных и психологических тестов. Пациенты с ОАС на самом деле хуже справлялись со всеми заданиями -- были менее сообразитеьными и внимательными. Это означает, что дневные проблемы храпунов (пациентов с ОАС) связаны не с недостатком сна напрямую, а «с деструктивными изменениями мозга, которые спровоцированы гипоксией», -- говорит Винченса Кастроново (Vincenza Castronovo), клинический физиолог из Центра Расстройств Сна (Sleep Disorders Center).

Клиницисты отмечают, что обнаруженный недостаток серого вещества можно восполнить, используя терапию положительного давления воздуха в дыхательных путях (СРАР). Так, через три месяца лечения у пациентов с ОАС улучшились внимание, абстрактное мышление, память и результаты МРТ. Правда, храпеть они от этого не перестали.

«В следующих работах мы попробуем уделить большее внимание способам восстановления поврежденного мозга», -- пишут исследователи в статье Obstructive Sleep Apnea: brain structural changes and neurocognitive function before and after treatment, опубликованной в журнале American Journal of Respiratory and Critical Care Medicine.

Полная версия