Вместо газа Россию согреют навоз и ветер
Запасы «национального достояния» России планомерно истощаются. Специалисты уверены, что в интересах государства утилизировать ветер и отходы, а не искать новые запасы углеводородов. Как помогут стране нетрадиционные источники энергии, выяснял корреспондент Infox.ru.
В Москве проходит II Центральный форум возобновляемых источников энергии и энергосберегающих технологий. Вопреки своим ожиданиям, посетившие заседание корреспонденты Infox.ru не стали свидетелями дискуссии о том, что необходимо соблюдать определенные принципы экоэтики и беречь природу. Выступающие говорили об энергобезопасности страны и том, что усилиями «Газпрома» согреть северную часть страны крайне сложно или даже невозможно.
Дешевый газ заканчивается
Россия – лидер по объему разведанных запасов газа, но новых крупных месторождений, подготовленных к началу добычи, практически не осталось. В официальных аналитических публикациях и публичных выступлениях представители Минэнерго и «Газпрома» не отрицают, что России грозит энергетический кризис. Дешевый и доступный газ заканчивается. Еще в 2006 году руководители «Газпрома» заявили, что ресурсы исчерпываются. Нарастить объемы добычи и избежать газового кризиса можно, если ввести в эксплуатацию такие месторождения, как Ямал и Штокман. Однако грандиозные месторождения нуждаются в не менее солидных инвестициях и в высокотехнологичном обеспечении.
«В «Газовой программе до 2030 года» указано, что темпы падения добычи на действующих газовых месторождениях составляют двадцать пять миллиардов кубометров в год», -- говорит Иван Егоров, директор биогазовых проектов одной из авторитетных российских компаний, специализирующихся на развитиии альтернативной энергетики, ООО «АЭнерджи». Учитывая, что по состоянию на 2010 год «удой» от нефтегазовых месторождений составляет около шестисот миллиардов кубометров в год, несложно посчитать, что к 2030 году объем добываемого газа уменьшится более чем в три раза. «Чтобы компенсировать это падение, необходимо ежегодно вводить в эксплуатацию одно крупное месторождение, эквивалентное Южнорусскому. Или один раз в пять лет разрабатывать газовый гигант, подобный Заполярному», -- продолжает Иван Егоров.
Этого не происходит, потому что ни «Газпром», ни другие компании не могут инвестировать средства в столь масштабные проекты. Основные надежды, возлагаемые на Ямал и Штокман, пока что не оправдываются. Да и график их освоения уже откладывается на десятилетие из-за технических и финансовых проблем. Эксперт уверен, что газа уже не хватает. Россиянам просто «посчастливилось» не ощутить дефицит из-за экономического кризиса и, соответственно, снизившегося внешнего спроса. «Есть достаточно большая вероятность, что когда потребление газа выйдет на докризисный уровень, возникнет физический дефицит. Так как экспортные поставки – это твердая валюта, то придется прикрутить прежде всего внутренний газовый кран», -- считает Егоров.
В 2007 году правительство Михаила Фрадкова приняло постановление о постепенном переходе российских цен на газ на «паритетный уровень с Европой». Это означает, что цены будут устанавливаться по формуле, привязанной к европейской стоимости, за исключением транспортных и таможенных расходов. «Под европейскими ценами понимаются не те, которые Европа платит арабам за сжиженный газ, а именно газпромовские цены, то есть высокие, -- объясняет Иван Егоров. -- Газовая зависимость электроэнергетики сыграет с Россией злую шутку, поскольку рост газовых тарифов вызовет рост тарифов на электричество», -- продолжает специалист.
«В России необходимо развивать альтернативную энергетику и таким способом соблюдать не только интересы природы, но и государства», -- заявил, выступая на форуме, Исмо Коскинен -- советник по науке, технике, транспорту, энергетике и защите окружающей среды представительства Европейского Союза в России.
Солнце, ветер и навоз
Специалисты уверены, что необходимо развивать альтернативную энергетику. В возобновляемые источники энергии необходимо вкладывать интеллектуальные и финансовые ресурсы вне зависимости от того, ощутят россияне дефицит газа или нет. Ведь в России более двадцати пяти миллионов человек (одна шестая часть населения) проживают в регионах децентрализованного и дефицитного централизованного энергоснабжения. В 2009 году в эти регионы (Крайний Север и приравненные к нему зоны) для нужд электроэнергетики было завезено четыре миллиона тонн топлива на сумму более ста миллиардов рублей.
Участники конгресса отметили, что без альтернативных источников энергии обеспечить безопасность и конкурентоспособность России невозможно. Ведь с одной стороны, инновационные технологии (такие, например, как разработка сланцевого газа) и «зеленая» энергетика «душат» отечественный газ на мировом рынке. С другой – обеспечивать собственные нужды силами нефтегазовой промышленности по меньшей мере нерационально и невыгодно, а зачастую и невозможно. «Гораздо выгоднее сделать ставку на возобновляемые источники энергии, а не разработку новых месторождений», -- резюмируют энергетики.
Специалисты предлагают выжимать энергетические соки из солнца, ветра и навоза или отходов агропромышленного производства. Но, несмотря на вполне развитые технологии, внедрить в России какую-то конкретную методику добычи электроэнергии достаточно сложно. Поэтому российским регионам придется выбирать приоритеты и развивать ту энергетику, которая подходит для каждого из них. «Солнце светит всем, но использовать солнечную энергетику имеет смысл только в южных районах, например в Северо-Кавказском регионе. Слишком уж холодно и темно на большей территории нашей страны», -- говорит главный специалист института «Ростовтеплоэлектропроект» Адольф Чернявский.
Пока солнечные батареи используются как дополнительный источник питания для отдельных небольших помещений, а солнечные электростанции только проектируются. Передовой в сфере альтернативной энергетики стала Белгородская область, на территории которой ООО «ВИЭКО» построило первую в России солнечную электростанцию. Пробный запуск состоится 27 сентября, а с начала октября 2010 года станция включится в полноценную работу.
Специалисты видят неплохую перспективу и в ветроэнергетике. Ветропотенциал российских просторов настолько велик, что ветряки, размещенные в северных районах, должны генерировать избыточную энергию, которую можно использовать для подъема воды из артезианских скважин, наполнения накопителей или обессоливания. Эксперты подсчитали, что даже третья часть ветропотенциала Архангельской и Мурманской областей сможет окупить проекты, удовлетворящие потребности регионов, всего за 5-7 лет. Специалисты ООО «НПП «Новый Ветер» уже приручают северные ветры.
Самый же простой способ перейти на альтернативную энергетику – использовать отходы агропромышленного производства. Специалисты подсчитали, что затраты на возведение биогазовой электростанции окупаются в течение 2-3 лет. «Основные преимущества – повсеместная доступность сырья и гибкость энергетического сбыта. Ведь из одних только отходов можно получать газ, моторное топливо, тепло и электроэнергию», -- объясняет Сергей Варфоломеев, член-корреспондент РАН, директор Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэляна РАН. «Да и российские технологии биогазовой энергетики наиболее развиты по сравнению с другими альтернативными способами добычи энергии», -- соглашается Иван Егоров.
Участники конференции отметили, что для реализации альтернативных энергетических проектов в России есть все, кроме законодательной базы и государственной поддержки. «В скором времени эти помехи будут устранены, и тогда, я уверен, альтернативная энергетика материализуется», -- резюмировал Адольф Чернявский.