Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Столичные дети-инвалиды получили городскую поддержку

В среду депутаты Московской городской думы (МГД) окончательно приняли закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья». Не имеющий федерального аналога документ регламентирует правовые возможности детей-инвалидов и их родителей.

Единственный на всю страну

Принятый закон распространяется только на московских детей-инвалидов. Инициатива создать подобный федеральный законопроект была отклонена еще в 2004 году. Несмотря на то что один документ способен регламентировать права всех российских детей-инвалидов, федеральные власти все-таки предпочли переложить обязанности на плечи регионов. Московские власти в этом смысле стали пионерами и лидерами правовой защиты детей.

Принявшие закон депутаты надеются, что он поможет избежать нелепых и пародоксальных ситуаций, которые калечат детские жизни: «В практике был случай, когда 8-летний ребенок на вопрос «что общего между кошкой и мышкой» ответил «усы». Ответ оказался неправильным, после чего ребенок лишился возможности учиться в школе. Экспертная комиссия медиков, психологов и педагогов посчитала его отстающим в развитии, хотя в таком возрасте ребенок может и не знать слово «млекопитающие», -- говорит депутат Ирина Великанова. Правда, депутат признает, что система образования пока не готова к таким изменениям и закон сильно опережает реальные возможности. Но, тем не менее, эта мера вынужденная.

Другие права, те же обязанности

Принятый закон значительно отличается от первоначального проекта. В первоначальный законопроект депутаты предлагали внести более 60 поправок. Часть из них прижилась, другая – нет. Некоторые из них просто не соответствовали федеральным документам, другие нуждались в дополнительном финансировании. Так, в городском бюджете не нашлось 40 млн руб., чтобы обеспечить деление класса на маленькие подгруппы (от 5 человек) на время проведения семинаров (поправка № 45 в соответствии с законом «Об образовании»).

Из-за отсутствия аналогичного федерального закона образовательные государственные стандарты для детей-инвалидов, в том числе с интеллектуальными нарушениями, останутся такими же, как и для здоровых ребят. То есть ребенок может провалить ЕГЭ и не окончить школу из-за того, что один из предметов просто не укладывается у него голове. Так что родители определенно рискуют, отдавая предпочтение общеобразовательной школе.

Депутатам не удалось избежать и формулировки «дети-инвалиды». Поразмыслив над тем, что ребенком с ограниченными возможностями здоровья может считаться практически любой, они все-таки разделили детей на тех, в отношении которых могут действовать городские льготы, и всех остальных.

[v1]Законодатели четко прописали определение «инклюзивного» образования. Оно расходится с понятием об инклюзии ЮНЕСКО, но в большей мере соответствует российской реалии. В Москве детям из других этнических и социальных групп городские власти не смогут обеспечивать особые «адаптивные» условия.

И, что немаловажно, депутаты отказались от формулировки «безбарьерная среда». Так что исполнительные власти обеспечат детям-инвалидам адаптацию, а не безбарьерную социализацию. Более того, педагоги не только обучают, но и воспитывают школьника. Эти значимые формулировки теперь закреплены законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Тем не менее закон все-таки значительно облегчает жизнь самому уязвимому социальному слою. Статья 18 гарантирует финансовую компенсацию родителям, чьи дети проходят обучение на дому или в негосударственном образовательном учреждении. В соответствии со статьей 19 дети-инвалиды получат дополнительные, специально разработанные электронные средства обучения.

Закон вступит в силу через 10 дней после публикации его полной версии в СМИ. Статьи, которые затрагивают финансовую сторону инклюзивного образования, вступят в силу 1 января 2011 года.

Полная версия