Дети-инвалиды смогут учиться в обычных московских школах
Московские власти официально открывают общеобразовательные школы для детей-инвалидов. К чему приведет новый закон, разбирался корреспондент Infox.ru.
В среду депутаты Мосгордумы рассмотрят в третьем, заключительном чтении городской закон «Об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья». Как следует из документа, основная цель законопроекта – помочь детям с умственными отклонениями, социальным сиротам и запущенным детям получить полноценное образование. Причем не только в специальных и коррекционных образовательных учреждениях, но и в одном классе со здоровыми сверстниками. Действие закона распространяется не только на детей-инвалидов, но и тех, кто имеет временные ограничения по здоровью и нуждается в создании специальных условий.
Дети-инвалиды: чьи они?
Доклады ЮНИСЕФ также дают повод для скромного оптимизма: россияне остаются наиболее образованными среди остального населения Земли.
Однако разобраться с реальным положением детей-инвалидов и тем, насколько для них доступно образование, достаточно сложно. Депутат Государственной думы Олег Смолин говорит, что достоверной статистики нет. Данные МВД, Минтруда и Минобрнауки разнятся настолько, что не знаешь, кому верить. По статистике Росстата, например, в России проживает менее 600 тыс. детей-инвалидов. А общественные организации работают с миллионом детей-инвалидов.
Согласно докладам министра зравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, численность больных детей постоянно снижается. Правда, трудно сказать, за счет чего это происходит на самом деле. Вряд ли наша нация заметно здоровеет или свои плоды дает пренатальная диагностика. Скорее всего, выраженный в цифрах социальный прогресс связан с тем, что не все родители оформляют пособия по инвалидности на детей, поэтому некоторые из них «теряются». Это происходит по разным причинам. Одна из них – попытка родителей избавить ребенка от ярлыков и дать ему возможность обучаться в общеобразовательных школах.
«В наши школы приходят дети с абсолютно чистыми медицинскими картами. В то же время некоторые нарушения развития заметны и без специальной медико-психологической экспертизы» -- подчеркнул Infox.ru руководитель одной из общеобразовательных московских школ.
Есть и более серьезные случаи. Депутат Олег Смолин утверждает, что в России 200 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми учителя вообще не занимаются. То есть декларируемые права и гарантии остаются прописанными, но не выполненными.
На вопрос корреспондента Infox.ru о том, кто же все-таки должен заниматься детьми, которые лишились возможности обучаться, начальник отдела развития образования детей-инвалидов в Минобрнауки России Константин Малышев ответил, что законодательно ответственность за образование детей с нарушениями здоровья несут региональные органы власти.
Кому нужно инклюзивное образование
К проблеме инклюзивного (здесь -- совместного) образования каждый относится по-своему. Впрочем, несубъективно судить об инклюзии очень сложно. За него ратуют родители детей-инвалидов, некоторые педагоги и общественные организации. Родители здоровых детей больше беспокоятся о конкурентоспособности своих чад на рынке труда и образования, а не о толерантном отношении к окружающим. Впрочем, о том же самом беспокоятся и родители инвалидов. Учителя и руководители школ отмечают, что всеми правдами и неправдами взрослые стараются отдать ребенка в престижную школу. В дни открытых дверей множество людей ночевали во дворах школ, чтобы попасть в желаемые списки. В итоге в списках московских школ с отрытым набором 30% первоклассников, у которых нарушено здоровье. То есть, как только инвалиды попадают в систему общего образования, их родители сразу же включаются в конкурентную борьбу и про толерантность вспоминают, если пробиться дальше не получается. А сможет ли ребенок выдержать программу, они не знают.
Многие учителя хотят работать только с идеальными, все знающими и все понимающими ребятами. Некоторые просто отказываются работать с «трудными» учениками. Поэтому простым финансированием инклюзивное образование создать невозможно. Придется выворачивать мозги и родителям, и учителям, и ученикам. И в такой ситуации становится немного боязно за «других» детей.
Куда пойти учиться
В нормальном, цивилизованном понимании «инклюзивное образование» -- система, которая позволяет всем абсолютно детям социализироваться в среде сверстников, прожить полноценное эмоциональное детство. В большей мере работа такой системы и социализация детей связаны даже не с методическими наработками, а с развитием инфраструктуры города и продуманной планировкой помещений. Зачастую именно узкие проходы, неприспособленность общественного транспорта, школьных классов и туалетов лишают интеллектуально полноценного ребенка с физическими пороками возможности обучаться в массовой школе.
В России пока не приняты и не разработаны ни юридические, ни методические, ни законодательные нормы инклюзивного образования. Но есть школы, принимающие детей-инвалидов. Из 1500 московских школ менее 50 обучают детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети с умственными нарушениями учатся в специальных коррекционных классах.
Впрочем, с недавнего времени директора школ, принявшие инвалидов в обычные классы, оказались в сложной ситуации. Те из детей, кто не мог нормально усваивать общеобразовательную программу, все равно переводились из класса в класс. Просто потому, что так устроена гуманная российская школа: не могли мы обидеть слабого. Теперь можем -- с введением ЕГЭ получилось так, что дети-инвалиды могут не получить аттестат зрелости. Ведь то, что они учатся в обычной школе, не гарантирует, что они осилят программу.
Ученые уверены, что именно из-за аттестата зрелости чаще всего родители отдают детей-инвалидов в общеобразовательные школы. Потому что детям намного проще и удобнее обучаться в маленьких классах по специальным программам, а не в толпе здоровых сверстников. «Как правило, в общеобразовательные московские школы попадают дети со сложными нарушениями опорно-двигательного аппарата, у которых стоит выбор между надомным и интеграционным образованием, -- говорит Ирина Левченко из МГГУ им. М. А. Шолохова. -- Родители таких детей пытаются дать ребенку возможность получить аттестат зрелости, в котором не указано, что ребенок окончил школу по специальной программе, что «открывает двери в большую жизнь».
Инклюзия по-русски
Инклюзивное образование в нашей стране тоже, видимо, пойдет по-своему пути. Дети, которым по состоянию здоровья необходимы специальные условия, просто отправятся в классы общеобразовательных школ. Конечно, педагоги утверждают, что любой ребенок может считаться инклюзивным, потому что каждому из них требуются особые условия. Однако речь идет все-таки об обучении детей с серьезными нарушениями развития, а не гиперактивных. И не тех, для кого русский язык не родной.
Кстати, с учетом ЕГЭ и других факторов теперь родители инвалидов не смогут скрыть, что их ребенок болен. Если, конечно, действительно хотят, чтобы он учился в общеобразовательной школе. Отнести того или иного ребенка к инклюзивному по медицинским показателям важно хотя бы из-за того, что для «особенных» детей должна работать иная система финансирования, обучения и технического оснащения. Да и по нормативам в классах может находиться ограниченное количество детей с пороками развития. В противном случае он может стать «коррекционным», а не общеобразовательным. Родители здоровых детей в таком случае моментально уйдут из этого класса и, скорее всего, из школы. Чего при действующей системе подушного финансирования директорам, наверняка, не хотелось бы.
Московский законопроект предлагает исключить норму, которая относит специальные коррекционные классы к инклюзивному образованию. Также законопроект устанавливает ограничения, согласно которым в инклюзивной школе будет обучаться не более 10% учеников с аномалиями развития. Причем, если в школе обучается более шести детей-инвалидов, то в здании обязан находиться квалифицированный медицинский персонал (а не только медсестра).
Помимо специального медицинского внимания, дети-инвалиды нуждаются и в особенном методическом подходе. Если законопроект будет одобрен, то московские дети смогут обучаться по индивидуальным программам, но в общеобразовательных классах. Так что даже глубоко умственно отсталые дети смогут учиться в нормальных школах. Правда, зачем им тогда ездить в эти общеобразовательные школы -- не совсем понятно.
Объяснить несуразицу попытался член городского ресурсного Центра по развитию инклюзивного образования Игорь Шпицберг. Он уверен, что инклюзия должна вводиться в систему дополнительного, а не общего образования. «Особенными, отклоняющимися от принятого обществом стандарта могут быть как одаренные и гениальные дети, так и те, у которых есть те или иные пороки развития. И те и другие нуждаются в особом внимании и подходе со стороны педагогов. И так как основная задача инклюзии состоит в социализации детей, то большие возможности для них открываются на факультативных занятиях, где они могут петь, лепить из пластилина или заниматься спортом вместе», -- говорит Игорь Шпицберг.
Infox.ru расскажет, пустят ли московские школы детей-инвалидов, и смогут ли федеральные законы учесть интересы «других» детей.