Конституционный суд постановил упростить порядок возмещения ущерба людям, незаконно привлеченным к уголовной ответственности. По нормам существующего законодательства реабилитированным по уголовным делам практически невозможно получить моральную и материальную компенсацию.
Конституционный суд России предлагает упростить порядок возмещения ущерба людям, незаконно привлеченным к уголовной ответственности. В Уголовно-процессуальном кодексе имеется коллизия: реабилитированные по уголовным делам имеют право на возмещение ущерба, только если представят судебный акт. Получается, если человек реабилитирован на досудебной стадии, то согласно существующему законодательству взыскать компенсацию он не может.
КС поясняет, что правовой казус возник в 2005 году, когда в Бюджетный кодекс внесли дополнения, по которым взыскание средств из бюджета стало возможно только по судебному акту. Затем Гражданский процессуальный и Арбитражный кодексы получили соответствующие поправки, а Уголовно-процессуальный так и не получил.
КС не признал противоречащей Конституции норму Бюджетного кодекса, согласно которой возмещение ущерба из бюджетной системы возможно только на основании судебных актов. Тем не менее КС постановил выработать непротиворечивый, адекватный правовой механизм. «Гражданин, необоснованно подвергнутый от имени государства уголовному преследованию, нуждается в особых гарантиях защиты своих прав. Порядок возмещения ему вреда должен быть максимально упрощен», -- поясняется в материалах КС.
Действующий УПК не предусматривает, каким образом реабилитированный гражданин, уголовное преследование которого прекращено до суда, может получить судебное решение, подтверждающее его право на возмещение имущественного вреда. Вместе с тем УПК такую возможность не исключает. КС пояснил, что человек может получить документ не только в суде, но и в органах следствия и дознания.
Судебный прецедент
Проверка нормы Бюджетного кодекса на конституционность проводилась при разборе дела Ивана Демидкина. В 1981 году он был осужден на три года лишения свободы за хищение в крупных размерах, превышение должностных полномочий и должностной подлог. В 1990 году обвинительный приговор по делу Демидкина был отменен, уголовное дело направлено на дополнительное расследование. В 1991 году Демидкин скончался, а в 1992 году уголовное дело прекратили за отсутствием состава преступления.
Вдова Демидкина Галина обратилась в прокуратуру с требованием возместить имущественный вред, причиненный незаконным привлечением ее мужа к уголовной ответственности. Прокуратура постановила, что вдова действительно должна получить выплаты из казны -- вернуть утраченный за время отбывания наказания заработок ее мужа и расходы по оплате юридической помощи. Однако документы, направленные Демидкиной в Министерство финансов, были возвращены с указанием на необходимость представления судебного акта.
Заявитель обратилась в КС с требованием компенсировать ущерб вне зависимости от того, на какой стадии уголовного судопроизводства ее муж был признан невиновным.