«У него синдром дефицита внимания и гиперактивности», -- говорят учителя про детей, не желающих тихо сидеть на уроках. Модный диагноз ставят всем подряд, путая психоневрологические изменения с проблемами поведения.
Неуловимый диагноз
Врачи, преподаватели и психологи до сих пор спорят о существовании синдрома дефицита внимания. Американские ученые, проведя в 1998 году конференцию по этому заболеванию, так и не смогли выделить четкие критерии наличия или отсутствия СДВГ у детей и взрослых. Основными признаками синдрома считают невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Исследователи американского Национального института психического здоровья полагают, что этим заболеванием страдают 3-5% детей, а некоторые эксперты называют более высокие цифры -- до 10%.
«В основе синдрома дефицита внимания лежит незрелость коры головного мозга, -- говорит психиатр Светлана Минская. -- В младшем возрасте, до трех лет, этим детям ставят диагнозы «невропатия» и «перинатальная энцефалопатия». Но чаще всего проблемы обнаруживают позже, либо в детском саду, либо в конце первого -- начале второго класса. Это связано с появлением оценочной системы. Из всех детей, которые приходят ко мне на прием, буквально единицы не страдают этой патологией».
Родители, столкнувшись с непослушанием ребенка, начинают ходить по врачам. Невропатологи, у которых нет возможности опереться на четкие критерии, выслушав жалобы мам и пап, выписывают лекарства. «Непослушного, непоседливого ребенка стараются записать в страдальцы, -- объясняет детский психолог, конфликтолог Юлия Ерофеева. -- Особенно опасна ситуация, когда ярлыки навешивают педагоги. Во время работы в лицее я часто слышала, как учителя обсуждали детей: «На Васю бесполезно обращать внимание, у него же гиперактивность». Обычно дети слышат такие разговоры, и впоследствии некомпетентность взрослых перерастает у ребенка в фобии, неврозы или психопатические заболевания. Еще хуже, если псевдодиагноз услышат одноклассники и начнут дразнить непоседу».
Родители ищут легкие пути
Здоровому ребенку свойственна активность. Он познает мир, проявляя нормальное любопытство, пробуя и приобретая новые навыки. Он бегает, прыгает, шкодит, вредничает. Называть такого ребенка гиперактивным не совсем правильно. Гиперактивный человек действительно очень много двигается, но не для того, чтобы сделать что-то быстрее, например, добежать до кухни или успеть сложить игрушки к началу любимого фильма, а бесцельно.
«Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности обязательно должно включать не только лекарства, но и общеукрепляющие препараты, -- говорит Светлана Минская. -- Родители должны выполнять рекомендации по поведению, соблюдать режим нагрузок для детей. Таким семьям нужно посещать психотерапевта для нормализации детско-родительских отношений». По мнению Юлии Ерофеевой, русские люди склонны не решать проблемы, а убирать симптомы: «Поставив, иногда самостоятельно, диагноз СДВГ своему ребенку, они начинают закармливать его таблетками».
Ребенок, которого нужно любить
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности не любят запретов. На указания с частицей «не» они реагируют вспышками агрессии. «Эти дети особенно восприимчивы к похвале, ласке, заботе. С ними нужно разговаривать как со взрослыми, не запрещать, а объяснять, -- говорит Юлия Ерофеева. -- Они остро чувствуют неискренность взрослых, формализм в общении».
Таким детям нужно помогать учиться планировать свой день. «У них рассеянное внимание, задача психолога и родителя -- помочь им выработать навык придерживаться четкого распорядка, -- объясняет психолог, гештальт-терапевт Светлана Власова. -- Когда вы играете с малышом, например, собираете пирамидку, спрашивайте его, какую деталь он будет ставить первой, какую второй».
Четкий распорядок дня помогает родителям понять, в какой момент дня ребенок начинает испытывать эмоциональные перегрузки. График должен строиться таким образом, чтобы у малыша была возможность и отдохнуть, и сбросить энергию. «Таким детям очень полезно играть с водой, -- советует Юлия Ерофеева. -- Налейте в тазик воды, сделайте кораблики из бумаги или ореховой скорлупы, дайте ему возможность поплескаться. Вода -- одно из лучших средств для снижения агрессии и гипервозбудимости». Дети любят делать поделки, возиться с бумагой, карандашами, пластилином. «Такие занятия помогают удерживать внимание, главное, чтобы родители всегда принимали конечный продукт его творчества», -- предупреждает Юлия Ерофеева.
Если у ребенка нет своей комнаты, ему нужно выделить личный уголок, который он сможет украсить так, как ему захочется. «Окружите его яркими предметами, но ни в коем случае не сваливайте их беспорядочно, -- объясняет психолог. -- А в школу лучше покупать не красочные ручки-пеналы, а однотонные, иначе вместо того чтобы заниматься, он будет их рассматривать». И самое главное, не нужно сравнивать малыша с другими детьми. Что бы ни происходило, он должен знать, что для родителей он самый лучший, самый хороший и самый любимый.