Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Дети не будут сидеть за партами

Школьникам нужно движение, и чем больше умственной нагрузки на них ложится, тем больше требуется компенсации физической активностью. Но уроки физкультуры скучны, во время математики и русского языка учителя требуют сидеть, а на переменах запрещено носиться по коридорам.

Поменяйте учителя физкультуры

Так сложилось в российской общеобразовательной системе, что при всей природной подвижности детей никто из них не любит уроки физкультуры в школе. Практически все дети сознаются, что любыми путями стараются получить заветное освобождение. Раздражает все: форма, маленькая раздевалка, скучные уроки, издевательский смех одноклассников при неудачных прыжках через козла и т. д. Вопросы здоровья детей волнуют меньше всего, и это понятно. Учителя могут сколько угодно рассуждать о пользе занятий физкультурой, но если детям неинтересно и некомфортно на уроках, глупо ждать, что они будут радостно стремиться на них.

Животные погибают без движенияЕсли крыс, которые выживают практически в любых условиях, месяц содержать в неподвижности, то погибнет 40% из них.
Отвечая на вопрос анкеты «Что нужно изменить в уроках физкультуры», разработанной НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, школьники писали: «Поменяйте учителя», «Уберите построения по росту», «Мне не нравится каждый раз повторять одни и те же упражнения». Впрочем, уроки -- это лишь верхняя часть айсберга. По мнению врачей, двух-трех часов в неделю физкультуры катастрофически мало для компенсации статических нагрузок у школьников. Согласно исследованиям, до 85% дневного времени ученики сидят. Как только ребенок приходит в первый класс, его физическая активность падает на 50%, и с каждым годом эта цифра становится все страшней.

Учиться на ходу

В 2004-2007 годах на базе одной из общеобразовательных московских школ («Лукоморье») был проведен интересный эксперимент по внедрению в школьную жизнь элементов двигательной активности. Причем акцент был сделан отнюдь не на увеличении количества уроков физкультуры. «Активные нагрузки нужно интегрировать в сам учебный процесс. Дети должны обязательно двигаться прямо во время занятий. Мы привыкли как? Учитель написал пример на доске, дети его переписали в тетради и сидят, решают. А можно, к примеру, устроить эстафету. Разделить класс на команды, чтобы каждый школьник должен был по очереди выйти к доске для решения задачи, -- рассказывает доктор медицинских наук Петр Храмцов, заведующий лабораторией новых технологий в гигиене детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН. -- Многие задания можно решать группами, чтобы школьники могли собираться небольшими командами вокруг парт».

Пресс-папье вместо парт

Школьники мельчаютДети шести-семи лет, которые пошли в школу, уже через год существенно отстают в физическом развитии от своих сверстников, не начавших учебу. К концу года мальчики-школьники в среднем отстают в росте на 3,2 см, в весе -- на 700 граммов. У девочек соответствующие показатели другие: 0,9 см и 1,3 кг соответственно.
Еще одно нововведение, которое было испробовано на практике, -- необычная ученическая мебель. Во-первых, это конторки с регуляторами высоты, за которыми удобно работать как сидя, так и стоя. Во-вторых, разнообразные виды сидений, работающих на баланс тела, например, небольшие надувные круги. Сидя на таком дополнении к обычному стулу, ребенок вынужден постоянно напрягать мышцы спины и таза, которые не задействованы при обычном сидении. Еще один вариант полезной школьной мебели называется пресс-папье. Представьте себе этот канцелярский предмет увеличенным до размеров стула. Его можно ставить «ножками» вниз, боком или же покачиваться на нем как на качелях. «Самое главное, помните: постоянно использовать эту мебель нельзя, -- предостерегает Петр Храмцов. -- Ими нельзя полностью заменять обычные стулья. Поэтому сначала мы попробовали просто поставить такие сиденья в классе, но дети, один раз удовлетворив свое любопытство, забывали о них. Тогда мы установили по одному предмету мебели в конце каждого ряда школьных парт и составили график, согласно которому школьники по очереди перемещались со своего места за конторку или пресс-папье. Как показала практика, к такому порядку дети быстро привыкли, это совершенно не мешало учебному процессу, но позволило существенно снизить статическую нагрузку».

Минимальные затраты -- здоровый результат

Среди множества различных мировых школьных систем есть метод доктора Ховарда. В его классах посреди огромного помещения размером со спортзал находится стол учителя, на котором лежат разнообразные материалы, необходимые для изучения тех или иных предметов. Парты учеников расположены по периметру. Во время занятий ребенок постоянно вынужден подходить к центральному столу, чтобы взять или отдать учебники и решенные задания. Возможно, перестраивать все школы в России кажется экономически нецелесообразно, но организовать специальные игровые зоны, в которых дети с удовольствием будут выплескивать энергию на переменах, пересмотреть содержание уроков физкультуры и закупить дополнительную мебель может почти каждая школа.

Полная версия