Школьникам нужно движение, и чем больше умственной нагрузки на них ложится, тем больше требуется компенсации физической активностью. Но уроки физкультуры скучны, во время математики и русского языка учителя требуют сидеть, а на переменах запрещено носиться по коридорам.
Поменяйте учителя физкультуры
Так сложилось в российской общеобразовательной системе, что при всей природной подвижности детей никто из них не любит уроки физкультуры в школе. Практически все дети сознаются, что любыми путями стараются получить заветное освобождение. Раздражает все: форма, маленькая раздевалка, скучные уроки, издевательский смех одноклассников при неудачных прыжках через козла и т. д. Вопросы здоровья детей волнуют меньше всего, и это понятно. Учителя могут сколько угодно рассуждать о пользе занятий физкультурой, но если детям неинтересно и некомфортно на уроках, глупо ждать, что они будут радостно стремиться на них.
Учиться на ходу
В 2004-2007 годах на базе одной из общеобразовательных московских школ («Лукоморье») был проведен интересный эксперимент по внедрению в школьную жизнь элементов двигательной активности. Причем акцент был сделан отнюдь не на увеличении количества уроков физкультуры. «Активные нагрузки нужно интегрировать в сам учебный процесс. Дети должны обязательно двигаться прямо во время занятий. Мы привыкли как? Учитель написал пример на доске, дети его переписали в тетради и сидят, решают. А можно, к примеру, устроить эстафету. Разделить класс на команды, чтобы каждый школьник должен был по очереди выйти к доске для решения задачи, -- рассказывает доктор медицинских наук Петр Храмцов, заведующий лабораторией новых технологий в гигиене детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН. -- Многие задания можно решать группами, чтобы школьники могли собираться небольшими командами вокруг парт».
Пресс-папье вместо парт
Минимальные затраты -- здоровый результат
Среди множества различных мировых школьных систем есть метод доктора Ховарда. В его классах посреди огромного помещения размером со спортзал находится стол учителя, на котором лежат разнообразные материалы, необходимые для изучения тех или иных предметов. Парты учеников расположены по периметру. Во время занятий ребенок постоянно вынужден подходить к центральному столу, чтобы взять или отдать учебники и решенные задания. Возможно, перестраивать все школы в России кажется экономически нецелесообразно, но организовать специальные игровые зоны, в которых дети с удовольствием будут выплескивать энергию на переменах, пересмотреть содержание уроков физкультуры и закупить дополнительную мебель может почти каждая школа.