Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Новое меню школьных столовых

Обилие в школьных буфетах синтетических завтраков в красивых упаковках, на которые подсаживаются дети, заставляет взрослых подумать об организации полноценного здорового обеда для учеников.

По результатам опроса, проведенного Научным центром здоровья детей РАМН в Москве и Санкт-Петербурге, 95% родителей и школьников 4-7-х классов знают основы полезного питания. Но при этом 85% из них едят в основном вредные для здоровья продукты.

СШАКаждые пять лет специалисты США заново просчитывают соотношение в школьных завтраках белков, жиров, углеводов, макро- и микроэлементов. Еда частично финансируется из государственного бюджета: половина школьников каждый день получает бесплатный обед, а каждый десятый -- бесплатный завтрак.
«У современных школьников дефицит массы тела, страдает репродуктивная функция девочек. Это все нужно обязательно учитывать при расчете биологических потребностей школьного рациона, -- объясняет Жанна Юрьевна Горелова, руководитель лаборатории эпидемиологии и питания Научного центра здоровья детей РАМН. -- Мы проводили исследования по оценке питания в общеобразовательных учреждениях. Сегодня школьники едят слишком много углеводов, жиров, но недополучают белков, витаминов и минералов».

Найти золотую середину, учтя стоимость обедов, их полезность и желание детей есть только вкусное, попытались специалисты Научного центра здоровья детей РАМН. За основу были взяты три варианта организации школьного питания: шведский стол, бортовое питание и полуфабрикаты.

Школьный шведский стол

ФинляндияС 1948 года в Финляндии государство обеспечивает всех школьников 7-19 лет бесплатными обедами. По закону, питательная ценность еды должна быть не менее трети всего дневного рациона ребенка, а для тех, кому прописано диетическое питание, в столовых готовят отдельно.
Это нечто среднее между привычной столовой и классическим фуршетом. Дети могут выбрать первое, второе блюдо, ориентируясь на свой вкус, дополнить обед десертом, водой или соком. Любой из вариантов такого обеда по стоимости должен укладываться в одну и ту же сумму. Плюсы шведского стола: ребенок с детства учится питаться разнообразно, учитываются его вкусы и пристрастия. Минусы: за выбором вариантов блюд обязательно должен наблюдать педагог. В его задачу входит следить, чтобы дети не питались только любимым печеньем и не ели каждый день одно и то же. «Школьный обед в Чебоксарах обходится в среднем от 15 до 25 рублей. Каждый ребенок ежедневно может взять только одно первое и второе блюдо, а вот овощей мы разрешаем набирать сколько угодно. И вы знаете, я был удивлен, но оказалось, что дети очень совестливый народ. Они не жадничают в отличие от взрослых, -- рассказал Надир Жамлиханов, профессор, главврач детской больницы города Чебоксар -- Очень важно, чтобы питание не разделяло детей. Равноправие в еде -- это отнюдь не мелочь. Так мы воспитываем толерантность».

Авиашкола

ВеликобританияЕще в 19 веке британские учителя заметили: чем лучше питается ребенок, тем выше его успеваемость. Именно в Великобритании впервые ввели бесплатные завтраки. Проблемы начались в начале 80-х годов, когда к организации питания допустили частных предпринимателей, и школы заполонили сладости и гамбургеры. В 1997 году ученые схватились за головы: почти у всех школьников были проблемы с сердцем, желудочно-кишечным трактом и лишним весом. С тех пор в стране больше половины детей получают бесплатные завтраки, дотируемые за счет государства.
Второй вариант организации школьных обедов -- бортовое питание. Это упакованные в пластиковые емкости порции наподобие тех, которые предлагают своим пассажирам авиакомпании. С точки зрения организации они очень удобны, поскольку доставляются в школы уже расфасованными, а значит, в столовые можно закупать только оборудование для разогрева еды. А вот полезность у них подкачала: сухой паек без горячего первого блюда не лучший вариант для здоровья растущего организма. Да и лишняя упаковка повышает стоимость.

В ногу со временем

По результатам эксперимента больше всего специалисты остались довольны третьим вариантом -- обедами из полуфабрикатов высокой степени готовности. Это три полноценных горячих блюда, в которых использованы качественные продукты, содержащие все необходимые витамины и микроэлементы. Для их приготовления не нужно закупать мясо, фрукты, овощи каждой школе отдельно, а централизация всегда означает возможность максимально снизить стоимость еды. Такие обеды легко вовремя разогреть. И, самое главное, используя полуфабрикаты, можно максимально учитывать возрастные и даже гендерные критерии. Это значит, что мальчики смогут получить больше белка, а девочки, к примеру, необходимые для репродуктивной системы витамины.

Полная версия