Предприниматели предпочитают личные связи государственной поддержке. Эксперты считают, что это способствовало росту выручки и доходов в прошлом году. Бизнесмены не отрицают эффективность связей. Но рост выручки называют асбурдом.
Предприниматели пережили кризис. Они могут обойтись без государственной поддержки. Для успешного бизнеса важнее личные связи. К такому выводу пришли эксперты Ситибанка и Российского микрофинансового центра. По данным опроса, проведенного исследователями в конце 2010 года, оценка важности бизнес-связей для успеха бизнеса составила 4 по пятибалльной шкале. В 2009 году она была 2,7. Государственную поддержку в 2009 году оценили в 2,6, а в 2010 – 1,9.
«Личностные качества собственника и наличие связей, а также общее состояние бизнес-среды и доступ к финансированию определяли успех конкретного бизнеса, в то время как прямая поддержка государства играла незначительную роль, в отличие от 2009 года, когда государственная поддержка имела важное значение», -- говорится в исследовании.
Новые черты в модели ведения бизнеса повышают его успешность. Выручка и доходы собственников малого и среднего бизнеса за прошлый год выросли по сравнению с итогами 2009 года. Увеличить прибыль удалось в том числе благодаря расширению доступа к внешнему финансированию. В конце 2009 года оборот предприятий малого и среднего бизнеса составлял 2,584 трлн рублей. 2010 год начался с сокращения оборота, но во втором квартале он снова начал расти. К середине 2010 года оборот предприятий малого и среднего бизнеса достиг 2,434 трлн рублей. По мнению экспертов, рост оборота сохранился в течение всего 2010 года. Точные данные Росстат опубликует в мае 2011 года.
«На долю малого и среднего бизнеса пришлось около 11% ВВП в 2009 году, в 2010 году этот показатель изменился незначительно, – отмечает руководитель департамента по работе с малым и средним бизнесом ЗАО КБ «Ситибанк» Виктор Рожков. – По мере восстановления этого сегмента будет расширяться спектр финансовых возможностей собственников малого и среднего бизнеса, который позволит повысить уровень инвестиций в бизнес».
Предприниматели не разделяют оптимизм авторов исследования. Яна Боровицкая из Санкт-Петербурга, бизнесмен и один из авторов закона о приватизации, говорит, что согласна с тем, что в бизнесе приходится использовать связи. «Но так работают не все, потому что не у всех эти связи есть», -- отмечает она.
По ее словам, к этому механизму приходится прибегать потому, что существующий алгоритм господдержки не работает. «Система субсидий и грантов не рождает ответственность, только способствует освоению средств. Работает поддержка на уровне законов. И то не всегда. Иногда возникают проблемы, которые регулируют местные чиновники, и если они считают, что предприниматель не нуждается в поддержке, никакой закон не будет иметь значения», -- говорит Яна Боровицкая.
Оценки выручки за 2010 год у предпринимательницы другие. «Многие из коллег отмечают падение выручки до 40% за год. О росте доходов говорить не приходится», -- недоумевает она.
Директор Некоммерческого партнерства «Правовая защита мaлого предпринимательства «Единство» Татьяна Ртищева (Липецк) назвала предположение, высказанное в исследовании, абсурдом. «С момента объявления о повышении социального налога более чем в 2 раза рост прекратился. И сейчас эта тенденция усугубляется», -- рассказала она.
С 1 января 2011 года ЕСН для малого и среднего бизнеса вырос с 14% до 34%. «Очень долго говорили о том, что бизнес должен быть открытым. Предприниматели перевели сотрудников на официальную схему оформления, и его поймали», -- описывает Татьяна Ртищева. «О росте выручки говорить нелогично. Показывать прибыль сейчас невыгодно», -- отмечает она.
Почти четверть предпринимателей считают, что положение дел в секторе малого и среднего бизнеса безнадежным.. Об этом свидетельствуют данные опроса портала «ОПОРА-Кредит», в котором приняли участие более 350 человек из разных регионов России. Результаты опроса были представлены в июле 2010 года. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Какие действия необходимо предпринять правительству, чтобы помочь малому бизнесу?». 23% респондентов ответили, что «Все плохо, ничего не поможет» и «Малый бизнес мертв».
33,6% считали, что для улучшения положения малого бизнеса правительству следует субсидировать начинающих бизнесменов. 25,6% уверены, что необходимо понизить процентную ставку по кредитам. Около 16% говорили о том, чтобы снизить налоги.