Туристы не хотят новогоднего ужина
Туроператоры удовлетворены объемом продаж туров на зимние праздники. Участники рынка утверждают, что за неделю до Нового года продали почти все путевки с вылетом до 6 января. Туры, захватывающие новогоднюю ночь, продавались плохо.
Объем продаж праздничных путевок в 2010 году не хуже, чем в 2009, когда был зафиксирован рост спроса. «Но говорить о наличии тенденции оснований нет. Рынок стагнирует. Спрос сбалансирован, и предпосылок к его росту нет», -- отмечает генеральный директор «Астравел» Валерий Лощиц. Рынок ускорится, если вырастет платежеспособность населения. «Это вопрос отдельной социальной программы. Туристический рынок вытащит рост спроса. Сейчас зарубежный отдых покупает всего 20% населения страны», -- считает Валерий Лощиц.
Те, кто может уехать, предпочитают встречать Новый год дома, а зарубежные поездки планируют на более поздние даты. «Уезжают в основном на каникулы. Популярная дата вылета -- в ночь с 1 на 2 января. На 31 декабря в 20 числах того же месяца цены были почти минусовые. Спроса не было. Январские выходные были проданы все», -- рассказала заместитель директора московского офиса туроператора «Нева» Светлана Дроздова.
Участники рынка объясняют это тем, что многие отели стали включать в тур новогодний ужин, обязательный для покупки. "Новогодний тур всегда предусматривет банкет, но обычно его можно покупать по выбору. Сейчас большинство предложений предполагают обязательную оплату праздничного стола. Это повышает стоимость путевки, в среднем на 5 тыс. рублей с человека", -- отмечает Светлана Дроздова.
Для отдыха на длинных выходных туристы выбирали в основном дальние направления – страны Карибского бассейна, Юго-Восточной Азии. Египет в этом году продавался плохо. Туристов останавливали опасения после нападения акул на отдыхающих в Шарм-эль-Шейхе: от столкновения с животными несколько человек получили инвалидность, один случай закончился смертью туристки. Ситуацию усугубило банкротство «Капитал тура» -- 16 ноября компания объявила о неспособности выполнять обязательства по заездам с 17 ноября. Из-за «Капитал тура» участникам рынка было труднее, чем раньше, закрывать продажи праздничных туров. «Упал уровень доверия. Поставщики услуг были напряжены и хотели оплаты сразу за весь январь», -- рассказал Валерий Лощиц.
Работа туроператора была приостановлена. Долг «Капитал тура» перед банками составляет 1,3 млрд рублей. К середине декабря туристы предъявили страховщику ответственности туроператора порядка 1 тыс. требований. Страховая компания уведомила туристов, что суммы страховки -- 100 млн рублей – на всех не хватит. 8,3 тыс. человек не улетели на отдых, порядка 100 человек доплачивали за пребывание в отеле за рубежом.
«Те, кто не уехал из-за банкротства «Капитал тура», не могут повторно заплатить порядка 200 тыс. рублей за семейный отдых в новогодние каникулы. Другая часть туристов боится, что ситуация повторится с другим оператором. Спад продаж путевок в Египет на новогодние каникулы в этом году составил около 30%», -- говорит Светлана Дроздова.
За неделю до Нового года путевку в Хургаду (Египет) можно было купить за 15 тыс. рублей с человека. В прошлом году она стоила – 40-50 тыс. рублей, отметила Светлана Дроздова.
Второе по популярности направление после экзотических стран – Европа. «Покупают Чехию, Францию, Скандинавию», -- перечисляет Светлана Дроздова. По ее словам, в Скандинавию можно было уехать за 14 тыс. рублей с человека (дорога и стоимость визы), во Францию примерно за 35 тыс. рублей, в Чехию за 28 тыс. рублей с человека.
В конце 2010 года хорошо работали предложения last minute, говорит Светлана Дроздова, по которым можно купить поездку в последний момент и дешево. Эта схема актуальна для безвизовых стран, предлагающих пляжный отдых. Ею также могут воспользоваться туристы, имеющие открытые визы. «Египет горел. Цены были в 1,5-2 раза ниже традиционных на эти даты», -- напомнила она.
В будущем году туристический рынок ждет коррекция. «Сейчас рынок переоценен. В первом квартале 2010 года был зафиксирован рост от 30 до 50%, но это к базе 2009 года. А в этот период 2009 года еще чувствовалось влияние кризиса», -- считает Виктория Кизимова из «Мегаполюс турс». По ее словам, в целом за 2010 год рынок вырос не более чем на 10-15%.
«Объемы продаж раздуты. Результаты продаж новогодних туров не такие внушительные, как в прошлом году. Туроператоры переоценивают рынок. В сочетании с давлением авиакомпаний, которые открывая новые направления, продают места «в нагрузку», это приведет к коррекции», -- не исключает Виктория Кизимова.