Чиновники угадали рост экономики
Экономика почти вписалась в запланированные показатели. Восстановление после кризиса идет неравномерно. Но причины возникновения нового кризиса не устранены -- на зарубежных рынках растут пузыри, которые могут привести к коллапсу.
Рост ВВП страны к концу 2010 года составит 3,8%. В начале года планировалось, что он будет 4% -- Минэкономразвития уточнило показатель в первой половине декабря.
Прогноз по росту инфляции оказался слишком оптимистичным. Был заявлен рост на уровне 6-7%. В августе прогноз уточнили -- целевой показатель вырос до 7-8%. В декабре стало понятно, что инфляция составит не меньше 8,5%. В период с января по ноябрь инфляция достигла 7,6%, а к середине декабря – 8,1%. Стремительный рост связан с традиционным в конце года ростом бюджетных расходов.
Директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева формальные показатели по итогам года радуют. «В начале года, после падения в 2009 году, трудно было рассчитывать на рост экономики в 4%. Этому способствовал эффект низкой базы и отложенного спроса», -- пояснил экономист. Но общее впечатление – противоречивое. «Об окончании кризиса говорить еще рано. Такие выводы нужно делать не по формальным показателям, а по ликвидированным предпосылкам нового ухудшения. Они остались», -- предупреждает Игорь Николаев.
Это растущие «пузыри» на зарубежных рынках -- фондовом, недвижимости, долговом. Искусственному улучшению способствует решение США об эмиссии $600 млрд и помощь Евросоюза небольшим государствам-членам – Испании, Португалии. «Меры по снижению спекулятивной составляющей в экономике носят несистемный характер. Поэтому причины возможного ухудшения ситуации в экономике не ликвидированы», -- отмечает экономист.
Заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Марат Узяков считает показатели роста экономики в 2010 году печальными. «По данным Международного валютного фонда, рост мировой экономики к концу года составит 4,8%, российской – порядка 4%. Хотелось бы, чтобы экономика страны росла быстрее, мы не самая развитая страна», -- отмечает он .
По его словам, кризис закончился. Признаком этого стал рост инвестиций. «В течение 3 месяцев рост инвестиций составляет 10% год к году. Рост промышленности за 2 месяца превысил годовой объем 2008 года. О кризисе уже можно не говорить», -- уверен Марат Узяков.
Экономист московского офиса Всемирного Банка Сергей Улатов говорит, что восстановление после кризиса идет неравномерно, как и предполагал банк. Российская экономика остается уязвимой к внешним факторам – все еще достаточно высокой неопределенности в отношении восстановления мировой экономики, прежде всего связанной с долговым кризисом в Европе, и рискам понижения цен на нефть. К концу года ситуация улучшается – на этот период приходится значительная часть расходов бюджета, растет внутренний спрос. «Инвестиционный спрос тоже растет, при этом правительство пытается оценить, насколько сегодняшние факторы роста устойчивы и смогут ли они поддержать рост экономики в ближайшем будущем. Однако, потенциал экономического роста в долгосрочной перспективе остается неопределенным», -- предупреждает Сергей Улатов.
Центробанк и правительство не способствуют росту
Опасения по итогам года вызывает два направления – бездействие Центробанка в отношении инфляции и фискальная политика. «Непонятно, почему ЦБ не ужесточает денежную политику. Денежное предложение растет опережающими темпами, экономика испытывает инфляционное давление с августа текущего года. Если принимать меры сейчас, они уже будут запоздалыми – инфляционные риски остаются в следующем году», -- говорит Сергей Улатов.
Фискальная политика разочаровала, отмечает экономист. Всемирный банк ожидал более серьезного сокращения бюджетных расходов, особенно в средне- и долгосрочной перспективе. «Вместо этого правительство объявляет о широкомасштабных дополнительных расходах на перевооружение армии. Кроме этого, Россию ожидает существенное давление на рост социальных расходов, принимая во внимание сегодняшние демографические тенденции. Сегодняшняя бюджетная политика не согласуется с политикой сдерживания инфляции. Бюджетная политика должна быть более консервативной, иначе России будет очень трудно выйти на уровень устойчивого ненефтяного дефицита, о котором говорит министерство финансов», -- настаивает Сергей Улатов.
Консервативная бюджетная политика будет основой макроэкономической стабилизации и роста экономики в долгосрочной перспективе. «Прямая поддержка предприятий оказалась неэффективной. Рост социальных расходов в период кризиса в России носил перманентный, а не временный характер, как во многих других странах . При остающемся риске снижения цен на нефть, это повышает фискальные риски и ставит под угрозу достижение запланированных бюджетных параметров в 2011 году», -- объясняет экономист.
Сергей Улатов говорит, что активная государственная поддержка экономики в текущей ситуации повышает неопределенность относительно эффективности реформирования предприятий реального сектора и роста производительности. «В этом случае государство поддерживает существующую, очень слабую структуру российской экономики, которая остается уязвимой к внешним факторам и, в особенности, к ценам на энергоресурсы. Взвешенная бюджетная политика, направленная на сокращение неэффективных расходов, означает заботу о росте экономики в долгосрочной перспективе», -- настаивает Сергей Улатов.