Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Экологи не пустили европейские банки в Химикинский лес

Российские экологи остановили переговоры европейских банков по вопросу об участии в строительстве трассы Москва-Санкт-Петербург. Еврокомиссия объявила, что не готова продолжать обсуждение, когда узнала о жестокой реакции властей на протесты против строительства трассы через Химкинский лес.

Еврокомиссия перевела в неактивную стадию проект сотрудничества европейских банков с российскими в строительстве трассы Москва-Санкт-Петербург. Решение было принято после появления информации о жесткой реакции властей на протесты против строительных работ в Химкинском лесу. Официальное сообщение о том, что структуры ЕС не готовы участвовать в финансировании строительства первого концессионного участка трассы «15-58 километр», российские экологи получили по результатам встречи 11 октября. Ее организовала европейская экологическая организация BankWatch, пишет «Коммерсантъ».

Российские экологи в BankWatch не входят, но с ней сотрудничает российская группа «Экозащита». BankWatch может официально обращаться с петицией в Еврокомиссию по вопросам участия структур ЕС в финансировании различных проектов. Анелия Стефанова из BankWatch пояснила, что «во время встречи российские активисты выразили свои опасения по поводу того, какой ущерб может нанести проект окружающей среде, местным жителям. Представители ЕС заверили, что прекратили подготовку к участию в проекте». На сайте BankWatch опубликовано ответ на письмо организации от 9 августа из Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), в котором банк подтверждает незавершенность переговоров с Россией по проекту.

По словам пресс-секретаря делегации ЕС в России Дениса Данилидиса, представители еврокомиссии были проинформированы о позиции неправительственных организаций в отношении строительства шоссе, комиссия полностью осведомлена об этом вопросе, а также о точках зрения всех участников данного спора. Лидер «Движения в защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова говорит, что в Брюсселе сказали, что готовы что-то рассматривать, только если будут серьезно проработаны все пять вариантов прохождения трассы. Ричард Уоллис из московского офиса Европейского банка реконструкции и развития пояснил, что это важный проект, который банк готов обсуждать. Но пока не согласован ряд вопросов, не только экологических. «Поэтому сказать, что банк отказался от проекта, -- это неправильно. Мы пока не успели договориться об условиях, на которых ЕБРР мог бы обсуждать этот проект», -- уточнил он.

По его словам, ЕБРР ждет итогов консультаций, которые поручил провести президент Дмитрий Медведев. Но признает, что судьбу участия ЕБРР и ЕИБ в проекте будет во многом определять позиция Еврокомиссии. «Еврокомиссия -- это один из акционеров ЕБРР, и очень важный. У них есть голоса на совете директоров», -- уточнил Ричард Уоллис.

Обращение к работающим с ЕС экоорганизациям резко увеличивает для ЕБРР и ЕИБ риски работы в проектах. По этой схеме экологи Польши останавливали польский аналог «химкинской трассы», по той же схеме BankWatch атакует проект строительства высоковольтной линии Киев—Ровно и Южной трубопроводной системы на Украине, финансируемые ЕБРР. Еврокомиссия, в целом тщательно анализирующая внутриевропейские концессионные проекты крупного масштаба, в таких случаях обычно запускает механизм консультаций.

На встрече BankWatch с российскими экологами (на ней присутствовал российский Greenpeace) были представители Директората по окружающей среде и Финансового директората Еврокомиссии. Если аргументы экологов окажутся действенными, Еврокомиссия может поставить вопрос об участии в проекте контролируемых банков.

Сейчас участие ЕБРР и ЕИБ в проекте трассы Москва--Санкт-Петербург зафиксировано на уровне меморандума о взаимопонимании, который был подписан в 2008 году.

Тогда предполагалось, что они могут вложить в проект, оцениваемый ими в $6 млрд, от $400 млн до $1,5 млрд. Переговоры шли как об участке «15-58 км», так и об остальных почти 700 км трассы — по ним пока ведутся проектные работы, но нет объявленных концессий. «Химкинский» участок трассы является единственным уже запущенным. Сам концессионный участок на конкурсе 2007 года выиграло ООО «Северо-Западная концессионная компания» (по 50% в ней владеют французская группа Vinci и российская «Н-Транс», ведутся переговоры о покупке части российской доли структурами Аркадия Ротенберга), а в апреле 2010 года сделка была закрыта: 23 млрд рублей в нее вкладывает бюджет из инвестиционного фонда, а финансирование остальной части в апреле 2010 года взяли на себя Сбербанк и ВЭБ.

Полная версия