Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Один Путин стоит трех Медведевых

Реальное влияние премьер-министра Владимира Путина на ситуацию в стране в три раза сильнее, чем президента Дмитрия Медведева. Чиновники, которые подчиняются премьеру, получили в распоряжение 7 трлн рублей из бюджета, президентские - 2,14 трлн рублей.

Если поставить политический вес чиновника в зависимость от объема ресурсов, которыми он распоряжается, получится, что премьер-министр Владимир Путин в три раза влиятельнее, чем президент Дмитрий Медведев. Соответствующий вывод из проекта федерального бюджета на три года сделали «Ведомости».

В четверг правительство одобрило проект федерального бюджета на 2011-2013 годы. В прилагаемых документах Минфин проанализировал расходы федерального бюджета по госпрограммам с указанием главных распорядителей средств. Сотрудник министерства финансов пояснил, что по такому принципу будет сверстан бюджет следующего года – не по функциям, как сейчас, а по задачам. Это позволит увидеть, сколько получает каждое министерство и ведомство, на что оно должно тратить эти деньги, и какой цели обещает достичь.

В следующем году из 9,35 трлн рублей расходов федерального бюджета 9,04 трлн рублей (96,7%) должны быть потрачены через госпрограммы. Еще 312,2 млрд рублей (3,3% расходов) — так называемые непрограммные расходы: на собственное содержание ведомств. Структуры, напрямую подотчетные премьер-министру, в следующем году получат в свое распоряжение почти 7 трлн рублей бюджетных средств. Подчиненные президента администрируют только 2,14 трлн руб. Причем ресурсы премьерских структур год от года будут расти, а президентских — падать. К 2013 году расходы бюджета первых должны вырасти почти до 7,5 трлн рублей, а вторых — снизиться до 1,8 трлн рублей, следует из аналитического распределения расходов федерального бюджета.

Самый обеспеченный министр подчиняется премьеру — это вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. Его ведомство в следующем году распределит 3,9 трлн рублей — и дальше по нарастающей: в 2012 году — почти 4,5 трлн рублей, а в 2013-м — 4,8 трлн рублей. Минфин вместе с подведомственными службами принимает участие в 22 госпрограммах из 39. Большие ресурсы Минфина объясняются тем, что министерство является ответственным исполнителем по госпрограмме «Управление госфинансами и госдолгом», которая ежегодно растет. Если в 2011 году объем финансового обеспечения этой программы составляет 1,13 трлн рублей, то в 2013 году — уже 1,24 трлн рублей.

Второй в рейтинге влиятельности — министр обороны Анатолий Сердюков. В следующем году он будет администрировать 1,06 трлн рублей. Но с 2012 года расходы, контролируемые Минобороны, начнут снижаться: до 876,6 млрд рублей в 2013 году.

На третьем месте министр транспорта Игорь Левитин. В 2011 году он получит в свое распоряжение почти вдвое меньше средств, чем Анатолий Сердюков, — 593,47 млрд рублей. В эту сумму входят ресурсы не только министерства, но и подчиненных ему служб. По программе «Развитие транспортной системы» само Министерство транспорта администрирует в следующем году 80,4 млрд рублей, а Росавтодор — 293,2 млрд рублей.

Через ведомство Рашида Нургалиева в следующем году пройдет 528,9 млрд рублей, из которых 382,1 млрд рублей — по госпрограмме «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности». Но с 2012 года ресурсы МВД начнут сокращаться: в 2012 году министерство будет контролировать 432,4 млрд рублей, а в 2013 — 429,8 млрд рублей.

Замыкает пятерку лидеров в рейтинге влиятельности министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова. Ее ведомство в 2011 году администрирует 508,2 млрд рублей. Половина этих денег — 252,5 млрд рублей — приходится на госпрограмму «Развитие здравоохранения».

Самый «бедный» министр — министр иностранных дел Сергей Лавров. Через его ведомство в следующем году пройдет в 100 раз меньше денег, чем через Минфин, — 39,5 млрд рублей. А самую маленькую сумму из федерального бюджета получит в распоряжение уполномоченный по правам человека Владимир Лукин — 189 млн рублей.

От того, какими ресурсами располагает ведомство, какова способность его руководителя выбивать деньги из бюджета, зависит его влиятельность. «Когда я работал министром, меня постоянно упрекали подчиненные, что надо думать не о сокращении дефицита бюджета, а о добыче денег на инвестпроекты. Чем больше величина ресурса, тем больше министра уважают и любят, тем лучше всем его подчиненным. Это закон бюрократической жизни», — говорит научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин.

Чиновники делятся на разные «вето-группы» — в зависимости от того, на какие ресурсы они могут накладывать или не накладывать вето, объясняет руководитель отдела исследования элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская. «Вето-группы позволяют чиновнику обогащаться и наращивать политический капитал», — констатирует она. Политический капитал человека напрямую зависит от того, как много ресурсов он контролирует. Согласно собственному анализу Крыштановской, второй по влиятельности чиновник в правительстве — первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Полная версия