Москва
20 ноября ‘24
Среда

Олег Дерипаска: «Норникель» — это вам не ларек какой-нибудь

Генеральный директор UC Rusal Олег Дерипаска объяснил, почему он лучше всех понимает, что делать с «Норильским никелем». По его словам, компания недооценена на $20 млрд и ежегодно теряет $400-500 млн прибыли. Чтобы изменить ситуацию нужно составить стратегию развития и сменить менеджмент, рассказал он в интервью журналу «Эксперт».

Олег Дерпаска говорит, что он купил пакет акций «Норильского никеля» в рамках стратегии развития UC Rusal - чтобы диверсифицировать бизнес и снизить зависимость от конъюнктуры одного металла. «Минус в нашей модели бизнеса, по сути, один: мы привязаны к одному металлу. Кризис это хорошо показал. От падения потребительского спроса больше других пострадали строительная и автомобильная отрасли, то есть именно те, которые потребляют больше всего алюминия. Цены обвалились, а складские запасы металла в мире выросли до пяти миллионов тонн. Между тем по другим цветным металлам — никелю, меди, кобальту и так далее — ситуация была не столь критичной», - рассказал бизнесмен.

Параллельно будет развиваться бизнес «Норильского никеля». Олег Дерипаска уверен, что капитализацию компании можно увеличить на $20 млрд и довести до $50 млрд.

«Я вижу глобальный тренд на индустриализацию ряда развивающихся стран. Китай, Индия, Индонезия, Малайзия, ряд африканских стран потребуют сумасшедших объемов основных материалов для строительства инфраструктуры и промышленных объектов. Любая страна должна пройти через индустриальную стадию. Должна построить цементное производство, металлургические и нефтеперерабатывающие заводы. В ходе этой индустриализации и модернизации они будут поддерживать высочайший спрос на основные цветные металл. Индия не сможет в будущем ограничиться потреблением алюминия в объеме один килограмм на душу населения. Каждая машина — это 146 килограммов, каждый автобус — это почти 300 килограммов, каждый самолет — это 4,5 тонны. Если потребление в Китае выросло с двух килограммов на человека до 11,5, то и Индия обязательно вырастет. С остальными биржевыми металлами ситуация та же: они — основа для индустриализации и улучшения структуры», - надеется Олег Дерипаска.

Чтобы этого добиться, нужно разработать стратегию развития, которой сейчас у «Норникеля» нет. «Сегодняшний менеджмент за два года своего существования так и не смог разработать стратегию», - напомнил Олег Дерипаска. Бизнесмен сомневается, что «норникель» сможет самостоятельно составить этот документ. «А что представляет собой нынешний менеджмент «Норникеля»? Господин Стржалковский имеет за плечами лишь многолетний опыт туристической деятельности», - говорит он.

«Как нам кажется, в стратегии ГМК надо делать ставку на органический рост и развитие евразийских активов. «Норникель» должен увеличить свою долю на рынке меди, кобальта, молибдена, редкоземельных металлов. И добиться мирового лидерства в области своих основных металлов», - советует Олег Дерипаска. Но он понимает, что «все это невозможно сделать, если и дальше сохранять рудиментарную структуру компании и неандертальские принципы ее управления».

«С точки зрения совета директоров, это абсолютно непрозрачная компания. Сейчас в «Норникеле» заключаются сделки на миллиарды, но совет директоров компании их даже не рассматривает, поскольку они проводятся на уровне «дочек» и «внучек», - сетует Олег Дерипаска.

Бюджет компании, который был предоставлен UC Rusal как акционеру, выглядит как общие цифры на несколько страниц. По словам Олега Дерипаски, в большой компании он должен выглядеть как у него – «стопка бумаг почти в метр высотой».

«Отсюда наше ключевое требование к изменению управления «Норникелем» — смена переходного менеджмента. Развитие компании возможно только с профессиональным менеджментом», - настаивает Олег Дерипаска.

Пока из «Норникеля» выжимаются деньги, а текущая структура управления выгодна только переходному менеджменту, в силу своей непрозрачности и непредсказуемости. «И позволяет провести любую операцию, ни с кем не советуясь. Да еще и остаться безответственным», - недоумевает бизнесмен.

«Норникель» не работает с конечным потребителем и из-за этого теряет премию. «Не хотят развивать продукт, расширять его ассортимент, предпочитая продавать металл через Лондонскую биржу… В результате компания ежегодно теряет порядка $450–500 млн прибыли», - перечисляет недочеты глава UC Rusal.

Олег Дерипаска уверяет, что в сложившейся ситуации нет ничего личного.«Норильский никель» — это вам не ларек какой-нибудь, это крупная индустриальная компания, которая должна быть, как я уже сказал, образцом для подражания для всей отрасли, учитывая, что у нее есть для этого все необходимое. Наш спор сводится к принципам управления компанией и стратегии ее развития», - настаивает он.

Разборки с Владимиром Потаниным

После годового собрания акционеров «Норникеля» 28 июня между «Русалом», «Интерросом», которые владеют по 25% в ГМК, и менеджментом компании развернулась публичная дискуссия о легитимности итогов собрания. По итогам собрания «Русал» не смог провести в совет директоров столько своих кандидатов, сколько планировал.

В результате компания заявила, что итоги голосования были обеспечены с одной целью: взять под контроль совет директоров, чтобы продолжать осуществлять сделки между «Норильским никелем» и «Интерросом». В подтверждение своих слов «Русал» указывал, что назначение в начале августа президентом «Норникеля» Андрея Клишаса, ранее занимавшего должность председателя совета директоров группы «Интеррос», прошло на безальтернативной основе и без согласования с советом директоров. Компания потребовала пересмотра результатов голосования и созыва нового собрания акционеров. Для опровержения подозрений «Норникель» предлагал опубликовать бюллетени голосования 28 июня, но пока это сделано не было.

Полная версия