Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Белла Златкис: «К сожалению, я вижу, что greenmail есть и в России»

Сбербанк сталкивается с шантажом со стороны миноритарных акционеров, признает заместитель председателя правления банка Белла Златкис. Бороться с недобросовестными миноритариями можно двумя способами -- «дать публичный отпор или обратиться в суд», говорит она.

По словам заместителя председателя правления Сбербанка Беллы Златкис, банк сталкивался со случаями корпоративного шантажа со стороны миноритарных акционеров. «Можно по-разному оценить действия отдельных акционеров, неэтично называть конкретные случаи, но банк с этим сталкивался», -- констатирует Белла Златкис в интервью Infox.ru.

«В мире этого очень много, явление обозначают специальным термином – greenmail. К сожалению, я вижу, что это есть и в России», -- добавляет она.

Дословный перевод greenmail с английского – «зеленое письмо». В финансовой практике термин обозначает корпоративный шантаж: когда акционеры злоупотребляют своими правами с целью повысить стоимость имеющихся у них акций, чтобы впоследствии продать их.

Бороться с недобросовестными миноритариями можно двумя способами -- «дать публичный отпор или обратиться в суд», говорит Белла Златкис.

По ее словам, быть недовольными – естественно для миноритарных акционеров. «Миноритарии во всем мире всегда обижаются, им всегда кажется, что всего недостаточно», -- утверждает Белла Златкис. Сама Белла Златкис владеет пакетом в 100 тыс. акций Сбербанка. Миноритарными акционерами также выступают большинство членов правления Сбербанка. У заместителя председателя правления Евгения Королева 0,00162% в уставном капитале, у зампредседателя правления Александра Говорунова 0,000443%, у директора казначейства банка Андрея Голикова 0,002214%, у зампредседателя правления Антона Карамзина 0,001470%, у руководителя финансового управления Александра Морозова 0,00002%, у заместителя председателя правления (внезапно умер 7 мая 2010 года) Дмитрия Давыдова было 0,001439%.

МиноритарииСтруктура миноритарных акционеров Сбербанка изменилась --
В течение нескольких лет Россия заметно продвинулась в практике взаимодействия с миноритарными акционерами. «Мне кажется, что мы сделали гигантский шаг вперед. Во-первых, появилось понятие «миноритарные акционеры», появились комитеты, регламенты, правила, специальное раскрытие информации для миноритарных акционеров. Появился контакт», -- радуется Белла Златкис.

Крупные компании создают специальные комитеты по работе с миноритарными акционерами, а акционеры объединяются в ассоциации – ассоциация миноритарных акционеров есть при ВТБ и «Газпроме».

На годовых собраниях акционеров миноритарии часто ведут себя агрессивно по отношению к топ-менеджменту. Основная претензия держателей бумаг – низкие дивиденды и высокие вознаграждения независимым директорам. Миноритарии «Роснефти» в прошлом году недоумевали – за что трем независимым директорам компании заплатили от 150 до 200 тыс. долларов каждому. Один из известных в России миноритариев – Алексей Навальный, у него есть акции ВТБ, «Роснефти», «Транснефти» и других компаний. Используя статус акционера, он анализирует работу эмитентов, в частности, проверяет показатели различных сделок, совершенных с их участием. Он обнаружил, что ВТБ купил китайские буровые машины через кипрского посредника за $15 млн каждую, а у производителя они стоят по $10 млн. Алексей Навальный также выясняет отношения с «Роснефтью» и «Транснефтью».

Белла Златкис говорит, что качество общения с миноритарными акционерами зависит в том числе от того, хочет ли компания, чтобы акционеры относились к ней лояльно. Законодательно интересы миноритариев в России защищены, считает она. «Законодательства достаточно. Общение с миноритариями -- это вопрос не только законодательств», -- отмечает Златкис.

Годовое собрание акционеров Сбербанка состоится 4 июня. Совет директоров рекомендует собранию направить 10% прибыли за 2009 год на выплату дивидендов. «Прибыль у нас составила чуть более 20 млрд рублей, поэтому дивиденды в этом году будут несколько меньше, чем в прошлом. По привилегированным акциям дивиденды составят те же 15%, мы не можем по уставу платить менее 15%, а по обыкновенным будут меньше», -- пояснила Белла Златкис.

Полная версия