Государство раздает деньги на «Жигули»
Коммерческие банки могут получить деньги на кредитование покупки машин российских автопроизводителей. Средства будут распределяться через Банк развития.
Средняя сумма кредита по такой программе от 300 до 400 тыс. рублей, первоначальный взнос порядка 20%, говорит вице-президент ассоциации банков «Россия» Олег Иванов. «Таким образом, путем поддержки уровня кредитования можно будет стимулировать спрос на продукцию «АвтоВАЗа», -- считает он.
По словам Олега Иванова, ассоциация разрабатывает программу поддержки отечественных производителей за счет развития кредитования покупок российских машин. В рамках такой программы уровень ставок по выдаваемым кредитам можно сделать ниже уровня инфляции. «На уровне 15% годовых в рублях», -- уточнил он. Сейчас от 2% до 4% маржи банка закладывается на кредитные риски.
«Банк развития будет выдавать кредиты коммерческим банкам-агентам, которые в свою очередь раздадут полученные деньги в качестве кредитов на приобретение российских машин. Потом выданные кредиты собираются в пул, проводится секьюритизация портфеля», -- рассказал Олег Иванов.
В ассоциации «Россия» рассчитывают, что секьюритизация будет успешной. «Доходность бумаг, выпущенных в рамках секьюритизации, сопоставима с доходностью автокредитов, которая составляет порядка 19%», -- говорит Олег Иванов.
По словам кредитного аналитика «Брокеркредитсервиса» Дениса Мухина, сейчас секьюритизация была бы востребована как инструмент рефинансирования, но ее сложно реализовать. «На бумаги очень плохой спрос. Не покупают даже обычные облигации крупных компаний», -- недоумевает он. Секьюритизация может быть выгодной, если проводится на больших объемах. «Для портфелей ипотечных кредитов это 250--300 миллионов долларов. В случае с автокредитами счет тоже идет на сотни миллионов долларов», -- предупреждает Денис Мухин.
«Сейчас секьюритизацию можно провести только при участии государства – когда предоставляется гарантия по кредитам или выкупу части бумаг», -- добавил аналитик. Предложение ассоциации предусматривает гарантию банка развития по кредитам, выданным коммерческими банками. «Участники программы могут разделить возможные убытки в зависимости от установленного объема гарантий – от 25 до 75%», -- рассказали в ассоциации «Россия».
По словам Олега Иванова, на программу потребуется от 10 до 20 млрд рублей. «На всю страну», -- уточнил он. Программа может работать только после создания системы регистрации залогов автомототранспортных средств. Для этого разработан соответствующий проект закона. Работающая система залогов осложнит продажу заложенных по кредиту машин недобросовестными заемщиками.
Иностранные производители спокойно восприняли идею поддержки российских «коллег». «У нас есть свой банк (Тойота-банк), который также разрабатывает программы поддержки продаж. Кроме того, отечественные автомобили не являются нашими прямыми конкурентами – это другая аудитория», -- говорит специалист по связям с общественностью «Тойота Мотор» Екатерина Пономарева. В General Motors сказали, что еще рано комментировать эту инициативу. «Официального отклика еще нет», -- отметил PR-директор российского представительства компании Сергей Ляпухнов. В представительстве «Рено» от комментариев отказались.
Аналитик ФК «Метрополь» Михаил Пак считает, что если программа, предложенная банкирами, заработает, то продержится не дольше полутора лет. «Кризис закончится, а банкам выгоднее кредитовать покупку дорогих иномарок», -- пояснил он.