Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Владимир Путин смешивает газы

Объединение «Газпрома» и украинского «Нафтогаза» может занять несколько лет. Экономические преимущества сделки для России неочевидны - «Газпром» будет платить за транзит и потратится на ремонт газотранспортной системы Украины.

Объединение газовых активов России и Украины может быть выгодно обеим сторонам: Россия решит проблемы с транзитом газа, Украина рассчитается с долгами и отремонтирует трубопроводную систему за счет "Газпрома", считает президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев. Условия объединения "Газпром" начнет прорабатывать после майских праздников, сообщили в пресс-службе "Газпрома", сославшись на заявление главы корпорации Алексея Миллера. По его словам, это может быть обмен активами. "Фактически это вопрос об объединении двух компаний", - уточнил Алексей Миллер.

В пятницу премьер-министр Владимир Путин предложил объединить газовые активы России и Украины. «Мы говорили (с премьер-министром Украины Николаем Азаровым. -- Infox.ru) об интеграции в атомной сфере. То же самое можно сделать и в газовой сфере. Предлагаю объединить «Газпром» и НАК Украины ("Нафтогаз")», -- сказал он.

Условия поставки газа Россия и Украина обсуждают в ситуации конфликта минимум раз в год -- в декабре, когда "Газпром" рассчитывает цены для потребителей на следующий год. Пытаясь добиться снижения цены, Украина объявляет повышение стоимости транзита газа по своей территории. В апреле текущего года Россия и Украина договорились о цене с учетом продления срока размещения в Севастополе Черноморского флота.

По словам заместителя генерального директора Института энергетической стратегии Алексея Громова, России объединение газовых активов с украинскими позволит сохранить свой приоритет -- надежность поставок европейским потребителям. "Денежные вопросы здесь второстепенны. «Газпрому» гораздо выгоднее вкладывать деньги в ремонт и обслуживание украинской газотранспортной системы, чем в строительство «Южного потока», - считает Алексей Громов. Южный поток - строящийся трубопровод, по которому газ пойдет в обход Украины. Стоимость его строительства превышает $20 млрд.

«Украина неоднократно заявляла, что один из ее приоритетов - независимость газотранспортной системы. Даже если предположить, что решение об объединении будет принято, это вызовет мощнейшее сопротивление оппозиции", - предупреждает Алексей Громов.

«На Украине должен существовать свой оператор поставок нефти и газа - «Нафтогаз». Объединение с "Газпромом" было бы стратегически неправильным для Украины. Это медленное поглощение Россией украинских интересов», - говорит депутат Верховной рады от Блока Юлии Тимошенко Евгений Добряк.

По словам аналитика российского офиса одного из зарубежных инвестбанков, объединение газовых активов экономически невыгодно "Газпрому". "Сэкономить на транзите не получится. Газ сам не пойдет, его придется качать. Чтобы система работала исправно, ее нужно ремонтировать", - пояснил он. Длина трубопроводов газотранспортной системы Украины составляет порядка 36 тыс. км. "Россия платит за транзит 1 тыс. куб. м $2,6 на 100 км. Это порядка $2,5 млрд в год", - говорит эксперт.

Любое решение, связанное с изменением структуры "Нафтогаза", придется проводить через украинский парламент, предупреждает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. По словам соруководителя аналитического департамента Deutsche Bank в России Ярослава Лисоволика, обсуждение объединения газовых активов государств потребует длительных переговоров, которые могут тянуться несколько лет. «Скорость объединения будет зависеть от условий. Чтобы ускорить процесс, нужны четкие правила. При наличии политического участия сроки будут сокращены», - считает руководитель группы анализа стран СНГ Центра развития Оксана Осипова.

Полная версия