Центробанк начал проверку банковских сделок «без очевидного экономического смысла». В территориальные управления ЦБ отправлены письма, требующие оценивать риски банков, кредитующих родственные структуры и собственных владельцев.
ЦБ отправил в территориальные управления письма о необходимости проведения проверок банков, кредитующих своих владельцев и связанные с ними компании. «Практически для всех банков, испытавших в период кризиса серьезные потрясения, была характерна повышенная концентрация рисков на бизнес владельцев. Причем именно это обстоятельство вкупе с характером объектов вложений средств (инвестиционные проекты) в подавляющем большинстве случаев явилось главной причиной финансовых проблем банков», -- говорится в письме.
Регулятора беспокоит, что банки, оказавшиеся во время кризиса на санации или без лицензии, лишились бизнеса из-за чрезмерного объема кредитов, выданных структурам, аффилированным с собственниками. Если риск на каждого собственника банка превысит 20% капитала банка, в отношении банка будут приняты предупредительные меры надзорного реагирования.
В ЦБ признают: кризис в России подтвердил, что операции с владельцами или другими аффилированными с банком лицами более рискованны, чем операции с третьими, не имеющими отношения к банку структурами.
Для анализа Центробанк использует отчетность банков, акты проверок их деятельности, справки кураторов и уполномоченных представителей ЦБ, визуальную оценку по итогам посещения компаний, материалы СМИ и сайтов – как банков, так и предприятий, получающих услуги банков.
ЦБ собирается оценивать уровень рисков собственников не только по формальным признакам – правовым связям и связям по капиталу, но и с учетом фактического владения банком и бизнесом. Признаками повышенных рисков в ЦБ считают взаимодействие банка с компаниями, которые проводят много операций «без очевидного экономического смысла», операций для номинального соблюдения требований регулятора, не занимаются производством (в том числе услуг) и концентрируются на транзитной передаче денег различными способами, имеют усложненную структуру собственности. А также теми, у кого среди руководителей числятся сотрудники банка, зарегистрированными по адресам массовой регистрации или по адресам компаний, принадлежащих собственникам банка.
Банкиры уверяют, что их проверки не волнуют. Виктор Янин, президент банковского холдинга Республиканской финансовой корпорации (в холдинг входят АКБ «Московский областной банк», Республиканский банк, страховое общество «Горизонт», ОАО «Республиканская финансовая корпорация») считает, что если ЦБ сможет оберегать средства собственников, это к лучшему. «Банк как коммерческая структура должен зарабатывать деньги. Для этого он заключает сделки. А в любой сделке есть выигравшая и проигравшая стороны. Это нужно учитывать при анализе сделок», -- говорит Виктор Янин.
Акционер банка «Софрино» Дмитрий Малышев (в 2009 году продал 19% холдингу по производству напитков «Черноголовка») считает, что собственники банков сами оценивают подобные риски. «Если есть банковский бизнес, в том числе в рамках холдинга, у акционеров нет по ним предпочтений», -- отметил он.
Министерство финансов подготовило поправки в законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке», в соответствии с которыми Центробанк получит возможность контролировать деятельность холдингов и групп, в которые входят банки. В частности, запрашивать отчетность нефинансовых участников холдинга через профильные для них проверяющие органы.
По состоянию на 1 января 2010 года в состав 165 банковских (консолидированных) групп и 32 банковских холдингов входили 255 банков. Доля их активов в общем объеме активов банковского сектора составляет 87%. В 41 группе количество банков составляет два и более. 124 группы сформированы из одного банка, который является головным для остальных участников группы – некредитных организаций.