Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

13:53
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Управляющим компаниям нечем управлять

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Для существования бизнеса по управлению активами клиенты компании должны доверить ей не менее 1 млрд руб., посчитали в Национальной лиге управляющих. Критерию не удовлетворяют 20% из наиболее известных управляющих компаний России.

По оценкам Национальной лиги управляющих, для существования бизнеса по управлению активами клиенты компании должны доверить ей не менее 1 млрд руб. «В этом случае фонд будет прибыльным. Если объем активов под управлением меньше, компании сложно выжить», -- рассказал Infox.ru глава НЛУ Дмитрий Александров.

По данным сайта НЛУ, действующие лицензии на управление есть у порядка 464 компаний. По словам руководителя направления инвестиционных рейтингов «Эксперт-РА» Павла Митрофанова, активную часть рынка составляют порядка 100-110 управляющих компаний. «У многих есть лицензия, и они существуют как владельцы лицензий, не более», -- пояснил он. В обзоре рынка коллективных инвестиций и доверительного управления «Эксперт-РА» за 2009 год в рейтинге компаний по объему средств в управлении 79 участников. Они занимают 85% рынка, под их управлением 1,5 трлн руб. Из них 63 компании имеют под управлением более 1 млрд руб. В десятку (в порядке убывания СЧА) входят «Лидер», «Газпромбанк управление активами», «Уралсиб», «Открытие», «Тройка Диалог», «Капиталь», «Ренессанс управление инвестициями», «Тринфико», «КИТ фортис инвестмент менеджмент» и «Трансфингруп».

Доход управляющих – это процент от суммы чистых активов в управлении (management fee) и вознаграждение за эффективность (performance fee или success fee). По словам генерального директора «УК Тринфико» Дмитрия Благова, чаще всего комиссия управляющего составляет 0,5-1,0% от стоимости активов под управлением. Величина performance fee эффективного управляющего может превышать management fee в несколько раз, но управляющие получают эту часть только по итогам года.

«Если в управлении меньше одного миллиарда рублей, компании трудно будет снять достойное офисное помещение, набрать достаточное количество сотрудников и сформировать доходный портфель бумаг», -- считает Дмитрий Александров. Розничный бизнес сейчас неэффективен: из-за кризиса доходы населения упали. Те, у кого есть излишки, которые можно передать в управление, предпочитают банковские депозиты – с них можно быстро снять деньги в случае необходимости. Для обслуживания закрытых паевых инвестиционных фондов нужны люди. По оценкам Дмитрия Александрова, три человека на фонд.

«Зарплата сотрудников и сопряженные с ней налоги составляют значительную часть расходов компании. Не менее значимы затраты на аренду офисного помещения», -- согласен Дмитрий Благов.

По его словам, для здорового бизнеса управляющего нужно больше 1 млрд в управлении. «Не менее двух-трех миллиардов. Если говорить о полноценной работе, включающей профессиональных портфельных управляющих, специалистов по контролю и управлению рисками, ведению учета, юрисконсультов, а также качественные и современные информационные технологии и многое другое», -- пояснил управляющий.

Генеральный директор УК «Альфа капитал» Михаил Хабаров считает, что для существования многопрофильного, прибыльного бизнеса по управлению активами в управлении должен быть $1 млрд. «На один миллиард рублей тоже можно существовать, если у компании под управлением один фонд, в котором лежат эти деньги», -- пояснил он.

Дмитрий Благов посчитал: если в управлении компании 1 млрд руб., то даже при высокой степени эффективности управления активами сумма на ежемесячные расходы с учетом налогов составит около 1,5 млн руб. в месяц. «Это ниже суммы, на которую возможно полноценно содержать компанию», -- считает Дмитрий Благов. Кроме того, нужно учитывать, что большая часть вознаграждения выплачивается по итогам года, в первом квартале следующего. «Должен быть запас ресурсов, чтобы поддерживать бизнес в течение года», -- отметил он.

Михаил Хабаров считает, что плата за успех должна быть порядка 3% от суммы активов в управлении. «Снижение процента допустимо, но на очень короткий срок», -- говорит управляющий.

Павел Митрофанов согласен, что, управляя 1 млрд руб., компании тяжело оплачивать офис и выдавать зарплату сотрудникам. «Но на российском рынке порядка 60 компаний, у которых в управлении более одного миллиарда рублей и в три раза больше таких, у кого этих денег нет. Но бизнес живет и дает прибыль», -- говорит он.

Дмитрий Благов объясняет это тем, что многие компании входят в финансовые группы и холдинги. «Тогда бизнес по управлению активами является только одной из составляющих формирования прибыли, при этом зачастую достигается значительная экономия издержек за счет объединения сопровождающих подразделений, таких как бухгалтерия, юридическая служба, казначейство, IT», -- считает он.

По словам Михаила Хабарова, существовать с относительно небольшой суммой активов в управлении можно, если фондовый рынок стремительно растет. Сейчас, когда динамика снижается, это трудно. «Содержать бизнес едва ли удастся даже на 3 процента success fee с одного миллиарда рублей», -- отмечает он.

Такие компании могут рассчитывать на финансовую помощь акционеров, сокращать расходы. «Но это не будет качественным бизнесом по управлению активами», -- уверен Михаил Хабаров.

Жителям Харпа сделают теплый подарок на Новый год
Реклама