Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Россия - лидер экономической преступности

Россия -- мировой лидер по количеству экономических преступлений. Потери от криминалитета несут больше 70% российских компаний, подсчитали в PricewaterhouseCoopers. За границей просто реже раскрывают случаи мошенничества, спорят российские юристы.

В России чаще, чем в других странах совершаются экономические преступления. По данным обзора PWC «Экономические преступления в условиях экономического спада», у нас 71% компаний пострадали от преступности в сфере экономики. Это на 12% выше, чем 2 года назад и на 41% выше, чем в среднем по миру. В исследовании учитывались и данные стран BRIC, Индонезии, Мексики и Турции. Уровень экономической преступности в ЮАР составляет 62%, в Кении 67%. Самые низкие показатели в Японии, Гонконге и Нидерландах – 9,6%, 13% и 15% соответственно.

Самое распространенное экономическое преступление в России – незаконное присвоение активов. С этим сталкивались 64% компаний, еще 48% опрошенных считают основной проблемой страны взяточничество и коррупцию.

Среди других преступлений: искажение финансовой отчетности – при привлечение инвестора или получении заемных средств, а также манипулирование данными бухучета, нарушение прав интеллектуальной собственности, включая хищение данных, мошеннические действия на рынке, связанные с фиксацией цен в рамках картельных соглашений.

По количеству совершаемых преступлений лидирует финансовый сектор – на него приходится 26% пострадавших от мошенничества. Сейчас российские правоохранительные органы заняты расследованием попытки хищения 1,25 млрд рублей из Пенсионного фонда и 800 млн рублей из новокузнецкого отделения ВТБ24. На втором месте топливно-энергетический комплекс и горнодобывающая промышленность (15%). Меньше всего преступлений получилось в строительстве и технологиях – 5%. В производстве пострадали 9%, в фармацевтике и автомобильной отрасли по 8%, страхование, розничная торговля и производство товаров потребления – 7%, 5% - технологии и строительство.

Ущерб от экономических преступлений может достигать 7% от выручки компании, говорится в обзоре. В 2009 году 43% компаний отметили рост потерь из-за мошеннических действий. Потери более $1 млн несут 47% опрошенных компаний. Эксперты PWC отмечают, что за 2 года этот показатель снизился на 17%, но остается по-прежнему высоким в сравнении с Центральной и Восточной Европой – 24%. Источник Infox.ru в правоохранительных органах рассказал, что ущерб от преступных махинаций в финансовой сфере может значительно превышать $1 млн. «Каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно. Потери могут составлять 300 рублей, могут 10 млрд рублей», - отметил он.

В связи с кризисом компании переоценили риски, связанные с экономическим мошенничеством. 51% респондентов считают, что сейчас сталкиваются с более высоким риском экономических преступлений.

«Под влиянием нынешнего экономического кризиса меняются масштабы и природа рисков мошенничества и недобросовестных действий, с которыми вынуждены бороться компании. Эти изменения происходят настолько быстро, что возможности для совершения недобросовестных действий растут с каждым днем», - предупреждают в PWC. Эксперты опасаются, что под давлением обстоятельств на правонарушения пойдут больше сотрудников.

62% преступлений, с которыми столкнулись компании, совершены в сговоре с внешней стороной. В 34% случаев мошенники работали в компании. Среди причин, которые заставляют сотрудников на преступления – сложности в достижении целевых показателей (32%), невыплата премий и ухудшение личной финансовой ситуации (29%), уверенность в том, что конкуренты могут выиграть тендеры, потому что дают взятки (26%), желание продемонстрировать нужные показатели и получить премию (24%)(как среди рядовых сотрудников, так и руководителей).

Партнер коллегии адвокатов «ФБК-право» Александр Сотов сомневается, что Россия действительно лидирует по количеству экономических преступлений. «За рубежом выше латентность. А самые большие хищения и громкие экономические преступления происходят в огромных иностранных корпорациях», - напомнил он. По его словам, без разбивки от каких преступлений компании несут больший ущерб, сложно оценить масштабы проблемы. «Если одна из проблем – коррупция, означает ли это, что компании потратили $1 млн на взятки?», - не понимает он.

Полная версия