Платежная система «Рапида» продается
Владельцы платежной системы «Рапида» продают миноритарную долю в капитале компании. Одна из возможных схем сделки -- упаковка проданных долей в закрытый паевый фонд. Электронные платежи -- стремительно растущий бизнес, но на сумму сделки могут оказать влияние планы государства усилить контроль над отраслью.
Владельцы платежной системы «Рапида» продают долю в компании. «В «Рапиду» поступали предложения о покупке акций. Речь идет не обо всем бизнесе, о доле меньше контрольной», -- рассказал Infox.ru источник, знакомый с планами акционеров системы.
Одна из возможных схем сделки по продаже доли в капитале системы «Рапида» -- упаковка проданных акций в паевый фонд, говорит источник.
Платежная система «Рапида» с марта 2007 года входит в группу компаний «Каскол» (совет директоров группы возглавляет бизнесмен Сергей Недорослев). В группу также входят авиатакси Dexter, НК «Банк», «НПО «Энергомаш» имени академика В. П. Глушко» (производство жидкостных ракетных двигателей), Международный инженерный центр «Икар» (организованный совместно с Airbus), ОАО «Моторостроитель», ЗАО «Новые региональные самолеты», «Velvet Club», ЗАО «Астрасистемс» и «Рудгормаш».
В группе компаний «Каскол» не смогли оперативно ответить на запрос Infox.ru.
«Рапида» предоставляет коммерческим банкам услуги по обслуживанию различных продуктов – мобильный и интернет-банкинг, погашение кредитов, платежи и переводы. «Рапида» одна из первых на рынке предложила услугу погашения кредитов через проект «Гипер касса».
По данным ИК «Финам», последние данные о чистой прибыли «Рапиды» датируются 2006 годом – тогда она составляла 1 млн рублей. По оценкам участников рынка терминальных сетей, количество терминалов в «Рапиде» достигало 2 тыс. штук.
Структурирование сделки продажи через паевый фонд происходит путем передачи имущества (акций, долей) в закрытый паевый инвестиционный фонд. «Владелец пакета акций, который продается, вносит их в фонд и становится владельцем паев. Фонд начинает продавать паи дороже, чем сумма внесенных акций. Для собственника это выгодно, так как ЗПИФ не платит налоги на имущество, а налог на прибыль вычитается при погашении паев», -- объяснил генеральный директор УК «Альфа капитал» Михаил Хабаров.
Генеральный директор УК «Тринфико» Дмитрий Благов предполагает, что сделка, оформляемая путем купли-продажи паев ЗПИФ, «имеет простой смысл в том случае, если доли НКО «Рапида» уже ранее были внесены в фонд». «Тогда часть прав на доли в ООО проще продать в виде паев», -- отметил он.
В ином случае продажа части прав по такой схеме не очень удобна. «Прямая продажа долей по экономической сути не отличается от продажи паев фонда, состоящего из долей общества. А упаковка актива в ЗПИФ занимает до нескольких месяцев на регистрацию и формирование фонда, внесение в него долей, что влечет потерю времени и накладные расходы на оплату услуг управляющей компании, спецдепозитария и иной инфраструктуры», -- перечислил Дмитрий Благов.
«Подобная структура владения обычно нужна для решения иных задач, например, защиты актива -- обращение взыскания на имущество ПИФов не распространяется в силу закона», -- привел пример управляющий.
По оценкам ИК «Финам», «Рапида» может стоить порядка 10-15 млн рублей. «С учетом того, что последние данные о чистой прибыли датируются 2006 годом, коэффициент 10-15 чистых прибылей может быть объективным», -- говорит аналитик «Финама» Владислав Кочетков. По его словам, сегмент электронных платежей и платежных инструментов растет очень быстро – порядка 50% в год. «Это интересный бизнес, особенно в области розничных услуг. Но степень регулирования тоже растет, это будет влиять на издержки участников рынка», -- отметил Владислав Кочетков.