Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Терминалы разгоняют комиссию

Комиссии за оплату услуг через терминалы удвоились. Участники рынка объясняют это кризисом. В Федеральной антимонопольной службе не исключают сговора.

Комиссии в платежных терминалах выросли вдвое, с 3-5% до 7-10%. Глава Национальной ассоциации участников электронной торговли Борис Ким говорит, что скачка роста не было, это было плавное увеличение комиссий в течение 2009 года. «Средний уровень комиссий за оплату услуг телефонной связи вырос с 5 до 7%. 2% в период с конца 2008 до середины 2009 года. Темпы роста оказались немного выше среднего, это связано с кризисом», -- пояснил Борис Ким.

Оплата услуг сотовой связи через терминалы «Элекснет» обойдется в 5,98%, но не меньше 4 руб. Представитель компании сказал, что цены выросли несколько месяцев назад. На сайте компании говорится, что при проведении платежа менее 200 руб. комиссия будет 4 руб. «Размер комиссии зависит от того, как составлен договор с банком», -- уточнили в «Элекснете».

В call-центре QIWI сказали, что на всех терминалах может быть разная комиссия. «Это зависит от владельца терминала», -- уточнила оператор. На территории одного из заводов, помещения которого сдаются под офисы, QIWI проводит платежи за 7%, но не менее 5 руб., если сумма платежа небольшая. Такой же терминал в московском аэропорту Внуково берет комиссию 10%, в магазине в спальном районе Москвы -- 5%.

По итогам 2008 года оборот рынка моментальных платежей достиг 536 млрд руб. По прогнозам НАУЭТ, к концу 2009 года он достигнет 632 млрд руб. Средний платеж к концу текущего года вырастет до 117 руб. (в 2008 году составлял 100 руб.). Самая большая доля рынка моментальных платежей у терминалов QIWI (ОСМП) -- 33%. 29% у «Киберплата», 14% у e-port, 10% у «Евросети», оставшиеся 10% делят другие участники рынка. Сейчас бренды e-port и QIWI объединились.

Борис Ким объяснил рост комиссий за платежи инфляцией и снижением доступности кредитов для малого бизнеса. В НАУЭТ считают, что за 2009 год число точек оплаты увеличится на 50 тыс., по итогам 2008 года их было 350 тыс. «Из-за снижения доступности кредитов для малого бизнеса предпринимателям не хватает денег для пополнения оборотных средств. Они увеличивают комиссию», -- добавил Борис Ким.

В Федеральной антимонопольной службе считают, что объективных причин двукратного увеличения комиссий нет. «Вероятно, владельцы терминалов тестируют население -- до какого уровня можно поднять комиссию без серьезного ущерба для оборота», -- предположил заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.

В ведомстве знают о величине комиссий и готовы исследовать их обоснованность. «Если будут поступать жалобы от населения, будем проверять, если нет -- значит, это движение рынка», -- отметил чиновник ФАС. Андрей Кашеваров отметил, что, если участники рынка подняли цены одновременно, есть смысл проверить наличие сговора. По его словам, ответной реакцией потребителей на увеличение комиссий при оплате услуг через терминалы станет перевод платежей в банки. «Начнется отток клиентов, и комиссии упадут», -- уверен Андрей Кашеваров. Он говорит, что аналогичная ситуация была на рынке денежных переводов: банки могли работать только с одной системой, тогда основной была Western Union Moneygram. После того как ФАС через суд добилась снятия запрета на участие банков в аналогичных системах, комиссии упали с 20 до 13% за операцию перевода.

Полная версия