Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Деньги не помогут преодолеть кризис

Расходы правительства России на борьбу с кризисом составят 6 трлн рублей -- 13,9% ВВП, подсчитали в ФБК. Большая их часть пойдет на помощь банкам и промышленным корпорациям. В других странах поддержка заключается в предоставлении государственных гарантий, а не в прямом финансировании.

Проанализировавшие программы борьбы с финансовым кризисом в разных странах экономисты аудиторской группы ФБК убеждены, что текущий кризис – это кризис доверия. У участников рынка есть деньги, но они накапливают запасы наличности, потому что не уверены в устойчивости своих партнеров. Больше половины государственных вливаний в мировую экономику - это не прямое финансирование, а деньги, зарезервированные в форме госгарантий по обязательствам коммерческих компаний. В России значительный объем выделенных государством денег идет непосредственно в банковский сектор. Затем часть их оседает в нем или выводится за рубеж. 

В докладе «Россия и мир против финансового кризиса» проанализированы расходы ведущих стран мира на борьбу с кризисом. Эксперты ФБК включили данные по 21 стране – сумму расходов и процент, который она составляет от ВВП.

Расходы ведущих стран мира по уже принятым программам составят $9,2 трлн, вместе со средствами международных организаций -- порядка $9,4 трлн, что равняется 15,2% мирового ВВП.

«Национальные антикризисные программы первостепенное внимание уделяют повышению уровня доверия», -- подчеркивают авторы доклада. Для этого большую часть средств в рамках финансовой поддержки направляют на государственные гарантии – порядка 52% от общего объема. 

США выделяют под госгарантии 50% средств, которые будут потрачены на поддержку экономики. Это $1,769 трлн. В Германии этот показатель составляет 60% ($539 млрд), в Испании -- 67% ($128 млрд), в Великобритании -- 39% ($399 млрд).

РасходыБольше всех на борьбу с кризисом в процентах ВВП потратила Ирландия.

«Предоставляя госгарантии, правительство не накачивает экономику деньгами, а резервирует их. В этом случае у кредиторов есть уверенность, что деньги вернутся», -- говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В таких условиях направлять огромные средства на капитализацию – стратегическая ошибка.

В России почти весь объем выделенной финансовой помощи – 84% идет на капитализацию, в основном банков. Этого нет ни в одной из проанализированных стран. «Исключение составляет Исландия, но это особый случай. Банковскую систему страны пришлось фактически национализировать», -- говорится в докладе.

По данным на 10 ноября, на поддержку российской банковской системы реально выделено 2,8 трлн рублей, а общая сумма расходов оценивается в 6 трлн рублей ($222 млрд) – 13,9% ВВП текущего года (по прогнозу МВФ). «В этой оценке не учтены затраты региональных бюджетов, которые уже есть и, по-видимому, еще будут», -- говорится в докладе.

Для поддержки отечественной банковской системы был увеличен лимит размещения временно свободных бюджетных средств на депозитах с 668 млрд до 1,514 трлн рублей. Внешэкономбанку было выделено $50 млрд на рефинансирование внешних долгов российских компаний и 450 млрд рублей на кредиты, еще 75 млрд рублей пошло на увеличение уставного капитала банка. Сбербанк получил 500 млрд рублей на субординированные кредиты без обеспечения. 200 млрд рублей выделяется Агентству по страхованию вкладов на предотвращение банкротств банков, на 60 млрд рублей будет увеличен уставный капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (деньги пойдут на выкуп ипотечных кредитов), в 175 млрд рублей обойдется «реализация мер по поддержке финансового рынка» и 157,2 млрд рублей разместила на депозитах коммерческих банков ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ».

Трем банкам -- Собинбанку, Связьбанку и «Глобэксу» была оказана адресная поддержка в рамках сделок в Газэнергопромбанке и Внешэкономбанке соответственно, были размещены долгосрочные депозиты.

Дополнительно были снижены нормативы резервирования для банков и экспортные пошлины на нефть.

«Если проблема в непроходимости денежных каналов, закачкой дополнительных средств это не исправишь. Помощь выливается в обесценивание национальной валюты, на поддержку которой уходит значительная часть золотовалютных резервов», -- отметил Игорь Николаев.

РоссияЗанимает 8 место по объему расходов на борьбу с кризисом.

Главный экономист Merrill Lynch в России Юлия Цепляева согласна, что сомнений в эффективности плана, который реализуют Центробанк и правительство, становится больше. «Но полностью копировать действие зарубежных центробанков мы не можем», -- отметила она.

«Никто заранее не может сказать, какие действия принесут результат. В текущей ситуации половина средств может оказаться потраченной зря. Поддержка конкретных отраслей будет не очень удачной», -- рассуждает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Но кризис доверия нельзя преодолеть, делая официальные заявления и уговаривая участников рынка поверить друг другу. «Деньги нужны в любом случае», -- подчеркнул экономист.  

Полная версия