Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Инвесторов затянуло в сети

Срок окупаемости инвестиций в розничный бизнес вырос в три раза. Подстраиваясь под новые условия, участники рынка меняют структуру инвестирования -- увеличивают объем вложений за счет покупки торговых площадей.

Участники рынка розничной торговли утверждают: за последние четыре года срок возврата инвестиций в развитие бизнеса вырос в 2-3 раза. Генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ) Мария Сморчкова говорит, что срок возврата инвестиций в одежном сегменте вырос в несколько раз и сейчас составляет пять лет. Совладелец корпорации SELA Аркадий Пекаревский говорит, что три года назад можно было найти магазин с окупаемостью год-полтора. «Это было нормой. Сейчас, окупаемость до трех лет -- это уже хорошо», -- пояснил он.

В продуктовом сегменте, по словам председателя Союза независимых сетей России Ирины Канунниковой, окупаемость составляет от трех до пяти лет в зависимости от региона.

Отдача зависит от региона

«В продуктовом ритейле срок возврата инвестиций напрямую зависит от частностей», -- утверждает Ирина Канунникова. Если до 2005 года магазин площадью 500-700 квадратных метров находился в хорошем с точки зрения покупательского потока месте – срок возврата инвестиций мог составить восемь месяцев. Такой же магазин в непроходном месте окупался до полутора лет. В конце 2005 -- начале 2006 года сроки окупаемости изменились. Ирина Канунникова говорит, что среди причин, повлиявших на увеличение периода окупаемости, -- рост стоимости кредитов для ритейлеров. Генеральный директор компании Edmins (кожагалнтерейные товары) Евгений Цивин рассказал, что с осени прошлого года для заемщиков, которых банк считает привлекательными, ставки выросли на 5-7% : сейчас это 16-18% против 11% в прошлом году. Для остальных заемщиков ставка составляет 20-25%, говорят участники рынка.

Ирина Кануникова отмечает, что окупаемость инвестиций различается в регионах. «В Магнитогорске ситуация стала буквально плачевной после того, что случилось с металлургическим комбинатом. Даже для самого удачного проекта срок возврата инвестиций составит около пяти лет. Если вообще кто-то из ритейлеров выживет. Магазины закрываются», -- говорит Ирина Канунникова. В Москве и Санкт-Петербурге, по ее словам, ситуация выглядит лучше. «Поскольку в этих городах нет жесткой привязки к зарплатам местных жителей – много приезжих, большой поток туристов. В данном случае этот срок составит примерно три года», -- уверена она.

В сети магазинов «Седьмой континент» рассказали, что сроки окупаемости выросли из-за изменения норм для открытия объекта, объемов строительства, цен на торговое оборудование. «Сегодня магазин открывается «при полном снаряжении». Это касается как торгового оборудования, так и современных информационных технологий, без которых крупные сети магазины не открывают», -- пояснили в пресс-службе компании.

По словам Марии Сморчковой, кроме подорожания кредитов, на сокращение окупаемости повлияло падение потребительского спроса – из-за кризиса он «просел» на 40% по сравнению с прошлым годом. Для поддержания оборота сетям приходится снижать цены. «Если до кризиса маржа составляла в среднем 100% в год, то сейчас это в лучшем случае 60%», -- сетует Мария Сморчкова. Она отмечает, что в этот процент входят заработная плата персонала и расходы на развитие проекта (обслуживание кредитов, реклама, открытие новых точек, закупки и т. д.).

Сети борются за окупаемость

Чтобы снизить срок окупаемости, сетям приходится сокращать количество новых торговых точек. Генеральный директор компании «Белый ветер цифровой» Илья Тимченко говорит, что компания старается удерживать те же сроки окупаемости, но вместо 25 магазинов, как в прошлом году, в этом за тот же период открыли только два.

Срок окупаемости инвестиций в магазин цифровой техники и электроники формата торговой сети «Белый ветер цифровой» полтора года назад составлял два года. Сейчас, при текущей стоимости капитала и непредсказуемости на финансовом рынке, инвестировать в проекты, окупаемость которых больше двух лет, неинтересно, отмечает Илья Тимченко.

Президент группы компаний F.D.Lab (продажа одежды) Александр Лопатин говорит, что требования к окупаемости остаются высокими. По его словам, сейчас в торговом центре, расположенном в хорошем месте и пользующемся популярностью у покупателей, магазин должен выйти на операционную рентабельность через полгода, а в только открывшемся моле -- через год. Иначе, по его мнению, такую точку можно закрывать. Срок окупаемости проекта, объясняет специалист, сейчас составляет два-три года. «Надо понимать, что магазин, в который вложен миллион, может поначалу принести какой-то убыток и потребовать дополнительных вложений. А еще существует обслуживание кредитных средств, вложенных в бизнес. Все это входит в срок окупаемости», -- разъясняет бизнесмен.

По словам Евгения Цивина, переживать из-за увеличения срока окупаемости вложений в розницу не стоит. «Даже если точка окупается за пять лет, это блестящее вложение средств, под 20 процентов годовых», -- уверен бизнесмен. Евгений Цивин называет критичным срок в семь лет. «Если магазин не выходит на окупаемость дольше, чем семь лет, то проще положить деньги на депозит», -- говорит он.

В «Седьмом континенте» рассказали, что в сложившихся условиях, чтобы сбалансировать объем вложений и срок окупаемости, участники рынка предпочитают увеличивать объем инвестиций. «Многие стали покупать площади или землю в собственность. Это значительно влияет на сроки окупаемости. Если один собственный гипермаркет раньше окупался за три-пять лет, то сегодня может окупиться и через семь-девять. Но многое зависит и от месторасположения магазинов», -- пояснили в компании.

Полная версия