За два года на модернизацию аэропортов ушло 47 млрд рублей
За последние два года на модернизацию аэропортов было потрачено 47 млрд рублей. При этом за девять лет реконструкции подверглись взлетно-посадочные полосы лишь в 36 из более 300 аэропортов страны. 46% ВПП с искусственным покрытием требуют срочного ремонта.
За последние два года на модернизацию аэропортов из федерального бюджета было направлено 47 млрд руб. Об этом, как передает РИА «Новости», заявил Владимир Путин на совещании по вопросам строительства и реконструкции аэровокзалов, прошедшем в Минеральных Водах.
Премьер потребовал как можно скорее внести в правительство перечень приоритетных объектов по развитию сети российских аэропортов.
«Перечень приоритетных объектов на ближайшие три года сейчас формируется, -- пояснил он. -- Прошу Минэкономразвития, Минтранс и Минфин представить его в правительство как можно быстрее -- в самое ближайшее время».
«Основные финансовые ресурсы следует сконцентрировать на стройках высокой степени готовности, а также на тех аэропортах, реконструкция либо строительство которых является составной частью комплексных общегосударственных проектов», -- отметил премьер.
За последние девять лет была завершена реконструкция 38 взлетно-посадочных полос в 36 аэропортах и заменено светосигнальное оборудование ВПП в 30 аэропортах. Еще 46% ВПП с искусственным покрытием требуют срочного проведения реконструкции, а 18% ВПП с грунтовым покрытием -- капитального ремонта. Всего в реестр аэродромом гражданской авиации России включено 328 площадок.
5 июня в курортном Геленджике открыли одноименный аэропорт, строительство которого началось еще в 2005 году. Он стал первым за последнее время российским аэровокзалом, построенным с нуля. С конца 90-х страна вела в основном работы по восстановлению и модернизации аэропортов.
Бум авиаперевозок
По словам Путина, Россия сейчас переживает настоящий бум авиаперевозок. «Число пассажиров не только быстро восстановилось после кризисного спада, но и превысило максимальный уровень 2008 года, -- сообщил он. -- В январе-мае 2010 года объем пассажирских перевозок вырос на 32,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года». По его мнению, это связано с «расширением возможностей наших аэропортов».
Премьер заявил о необходимости принятия закона об аэропортах. «В нем должны быть решены вопросы эффективного управления хозяйством, -- пояснил глава правительства. -- Например, в тех случаях, когда его совместно используют гражданская авиация и Министерство обороны России». «Там, где аэропорты преимущественно используются в гражданской авиации, Минобороны и Минтранс могли бы действовать поэнергичнее, договариваясь о совместной работе», -- отметил Путин.
Кроме того, премьер предложил ввести новую классификацию аэропортов, «которая позволит создать дополнительные требования к их сертификации, устранить ряд избыточных и затратных процедур, а значит, сэкономить значительные средства как государству, так и потребителям».
Министр транспорта Игорь Левитин считает возможным объединение ряда российских опорных аэропортов с последующей продажей государством части своей доли. «За рубежом национальные аэропорты объединяют, и они находятся в госсобственности, но часть пакетов выставляются на продажу», -- сказал глава Минтранса, присутствующий на совещании.
По его словам, вариант подобного объединения прорабатывается с Минэкономразвития и возможно будет отработан на примере аэропортов юга России. «Такой путь развития аэропортов считаем более предпочтительным, чем когда передаем аэропорты субъектам, потом их нам возвращают или мы их приватизируем и продаем, а потом инвестор не выполняет обязательства», -- отметил министр.
Из 328 аэропортов России 117 образуют национальную опорную сеть.
Контроль регионов
Касаясь федеральных аэропортов, переданных в собственность регионов, Путин подчеркнул, что власти будут следить за их дальнейшей судьбой. «Получив аэропорт, субъект федерации обязан привести его в порядок. Для этого имущество и передавалось в регион -- сделать это самостоятельно за счет регионального бюджета, либо привлекая инвесторов. Выполнение соответствующих обязательств мы будем постоянно отслеживать», -- сказал глава правительства.
По его словам, на сегодняшний день в собственность регионов передано 14 аэропортов, ряд аналогичных решений готовится. (По данным Минтранса, 34 региона отказываются от получения в собственность местных аэропортов из-за отсутствия средств на их содержание и модернизацию.)
Путин призвал активнее привлекать к развитию аэропортов бизнес. «Мы должны более активно привлекать бизнес к развитию аэропортового хозяйства. Успешные примеры такого партнерства уже есть», -- приводит слова премьера «Интерфакс».
Впервые «механизм государственно-частного партнерства» был использован руководством петербургского аэропорта Пулково, напомнил глава правительства.
В ходе совещания Путин поручил окончательно определиться с источниками финансирования реконструкции аэропорта Владивостока до конца июля. Аэропорт, который реконструируется в рамках подготовки саммита АТЭС, должен быть сдан в третьем квартале 2011 года. Саммит пройдет весной 2012 года.
Минфину, Минтрансу и Росимуществу поручено определиться по вопросу обнуления ставок налогов на аэродромное имущество до конца следующей недели. «Если мы между собой решение не урегулируем, то нагрузка ляжет на пассажиров», -- подчеркнул премьер.