Вокруг атомной лодки в Приморье разразился скандал
Жители приморского поселка Дунай выступили против утилизации аварийной атомной подлодки К-431 на 30-м судостроительном заводе. Их опасения разделяют работники предприятия. На заводе «Звезда», который займется утилизацией, уверяют, что процесс безопасен. В 1985 году в результате взрыва реактора субмарины погибли десять человек.
Руководство дальневосточного завода «Звезда» заверяет, что утилизация аварийной атомной подлодки К-431 безопасна. Так представители предприятия прокомментировали обращение работников 30-го судостроительного завода и жителей близлежащего поселка Дунай, в котором сообщалось об опасности утилизации субмарины, передает «Интерфакс».
«Вся процедура утилизации пройдет по классической схеме, безопасной для работников предприятия, задействованных в операции, и тем более для окружающей среды, -- заявил на брифинге гендиректор завода «Звезда» Андрей Рассомахин. -- Утилизация аварийной АПЛ с заводским номером 175 -- одна из важных задач этого года, поставленная правительством России».
Как пояснил начальник управления утилизации Александр Кисилев, главная особенность операции заключается в том, что в реакторном отсеке никаких работ выполняться не будет. «На сегодня лодка герметизирована, реакторный отсек надежно изолирован от окружающей среды и никакого влияния оказывать не будет, -- пояснил он. -- Специалисты прогнозируют, что ухудшение радиационной обстановки в районе проведения работ не произойдет».
По его словам, сейчас гораздо опасней затягивать работы по утилизации субмарины. Кисилев подчеркнул, что состояние корпуса и цистерн, которые обеспечивают плавучесть объекта, «недопустимое». «Самостоятельно лодка находиться на плаву уже не может. Она находится на плаву только благодаря судоподъемным понтонам. Чем скорее пройдет утилизация, тем безопаснее для нашего края», -- сказал начальник управления утилизации «Звезды».
Подлодка
К-431 была построена в 1964-1965 годах в Комсомольске-на-Амуре. С 1965 по 1984 год совершила семь автономных походов. 10 августа 1985 года на субмарине произошла авария.
Во время нахождения у пирса судоремонтного завода ВМФ в бухте Чажма (поселок Шкотово-22) при перезарядке активной зоны реакторов вследствие нарушения технологии подъема крышки реактора началась неуправляемая цепная реакция урана. В результате взрыва погибли десять человек -- офицеры и матросы, которые занимались проведением работ. Прибрежные поселки и города от взрыва реактора не пострадали, поскольку ветер дул с суши на море. Субмарину отбуксировали на мель, чтобы не допустить затопления лодки.
В дальнейшем было принято решение о ее утилизации.
Протесты жителей
Сотрудники 30-го судостроительного завода (30-й СРЗ), в доках которого планируется вести утилизацию, и жители близлежащего поселка Дунай считают, что процесс может привести к «непредсказуемым последствиям». Они направили совместное обращение в адрес руководства предприятия «Звезда», которое будет осуществлять работы по утилизации.
«Коллектив 30-го СРЗ Минобороны РФ и жители поселка Дунай выражают протест против постановки в плавучий док завода аварийной подлодки для утилизации», -- приводит цитату из обращения РИА «Новости». Последствия утилизации АПЛ непредсказуемы для предприятия и поселка, считают авторы письма.
На 30-м СРЗ отсутствует проект утилизации субмарины, неизвестны результаты государственной экологической экспертизы проекта и оценка воздействия на окружающую среду, добавляют они.
По словам представителей «Звезды», решение об утилизации субмарины именно на 30-м судоремонтном заводе вызвано большой загрузкой доковых мощностей их предприятия. Кроме того, 30-й завод ближе всего расположен к бухте Павловского, где находится аварийная АПЛ, и к бухте Разбойник, где планируется хранить останки лодки после утилизации.
Технология
Аварийную АПЛ планируется утилизировать с формированием трехотсечного блока, рассказали в пресс-службе «Звезды».
Эта технология заключается в вырезке реакторной установки в составе трехотсечного блока -- реакторного отсека и двух смежных отсеков -- для обеспечения плавучести и их герметизации для последующего временного хранения на плаву.
«Работы в реакторном отсеке, где произошла авария, вести не планируется, -- подчеркнула представитель пресс-службы. -- Выгрузка ядерного топлива, другие опасные работы в ходе утилизации проводиться не будут. Лодка находится на плаву уже 25 лет, корпус проржавел. В этом состоянии субмарина представляет большую опасность, чем работы по ее утилизации».
На предприятии надеются, что транспортировка АПЛ в плавучий док будет проведена в июле, а работы по утилизации по плану должны занять три месяца и завершиться до наступления холодов.
Специалисты завода «Звезда» имеют большой опыт работы утилизации АПЛ, подчеркнули в пресс-службе.