Несмотря на то что переговоры о покупке Россией французских вертолетоносцев «Мистраль» еще не завершены, в госпрограмме вооружений уже стоит закупка десятка вертолетов для их оснащения. Речь идет о машинах Ка-27М, Ка-52 и Ка-226.
Минобороны России планирует оснащать «Мистраль» вертолетами Ка-27М, Ка-52 и Ка-226. Как сообщил «Интерфаксу» первый заместитель управляющего директора Кумертауского авиационного производственного предприятия (КумАПП) Вячеслав Ковалев, в государственной программе вооружений уже стоит закупка десятка этих машин для оснащения французского вертолетоносца.
В прошлом году «Мистраль» заходил в Санкт-Петербург и российские вертолеты Ка-27 и Ка-52 совершили пробную посадку на его борт, напомнил Ковалев.
Помимо этого, добавил он, на предприятии уже заканчивается разработка вертолета Ка-27М, который будет выполнять поисково-спасательные задачи. Кроме того, по его словам, «в связи с возможной покупкой «Мистраля» у Минобороны вызывает повышенный интерес именно боевой вертолет Ка-52».
Источник «Интерфакса» в российском оборонно-промышленном комплексе уточнил, что Минобороны планирует заказать до сотни вертолетов под новые вертолетоносцы.
Переговоры о покупке Россией «Мистралей» начались в марте этого года. В конце июня стало известно о создании комиссии во главе с вице-премьером Игорем Сечиным, которая будет вести переговорный процесс.
Чем завершатся переговоры, пока неясно. Москва предлагает построить три «Мистраля» в России, а один купить готовым у Франции. Париж предлагает построить по два корабля в каждой стране.
Корабль, а не «корыто»
Россия покупает «Мистраль» с французской технической начинкой, включая боевую навигацию, но вооружение и вертолеты на корабле будут российские, заявил позднее РИА «Новости» источник в оборонно-промышленном комплексе, принимающий участие в переговорах.
«Мы покупаем не просто корабль. Мы покупаем по нему всю техническую документацию. Предполагается, что уже третий корабль этого класса будет построен на российских верфях. Это наше непременное условие на переговорах по «Мистралю», -- рассказал источник.
«Вертолеты на «Мистрале» будут наши, но для их размещения потребуется немного поднять палубу корабля, -- пояснил он. -- Кроме того, мы планируем использовать этот вертолетоносец в северных широтах, во льдах. Для этого нам потребуется усилить борта корабля. Но, подчеркиваю, это не повлечет серьезных изменений в конструкции и техническом оснащении «Мистраля».
Он опроверг утверждения о том, что Россия закупает у Франции «корыто» -- только корпус корабля. «Хочу подчеркнуть, что «Мистраль» закупается со всем навигационным и технологическим оборудованием, которое на нем есть, включая боевую навигационную составляющую», -- добавил представитель оборонного комплекса.
Будем брать
Несмотря на критику со стороны ряда экспертов, вопрос о покупке вертолетоносца практически решен, вопрос в количестве. Еще в начале июня глава Генштаба Вооруженных сил России Николай Макаров сообщал о «высокой степени готовности контрактных обязательств». «Я думаю, корабль этот будем закупать», -- заявил генерал.
Он подчеркнул, что корабли подобного класса нужны в районе Курильской гряды, которую сейчас «вообще защитить нечем». «Там раньше была армия. Теперь там никого нет, и, чтобы закрыться, нам нужны мобильные средства для того, чтобы в нужное время быстро доставить десант», -- сказал Макаров.
Макаров добавил, что французский вертолетоносец превосходит имеющиеся у России подобные военные образцы.
Многоцелевой десантный вертолетоносец класса «Мистраль» имеет стандартное водоизмещение 16 500 т, полное -- 21 300 т, при заполненном доке -- 32 300 т. Длина -- 199 м, ширина -- 32 м, осадка -- 6,2 м. Скорость полного хода -- 18,8 узла, дальность плавания -- до 19 800 миль. Вертолетная группа корабля включает 16 машин (8 десантных и 8 штурмовых боевых вертолетов). Одновременно на взлетной палубе могут размещаться 6 вертолетов.
По некоторым данным, его стоимость доходит до $1 млрд.
Ранее руководитель отдела по оборонной политике Российского института стратегических исследований Григорий Тищенко отмечал, что покупка «Мистраля» обернется дополнительными расходами. Необходимо оснастить корабль вертолетами и обеспечить его охрану (по сути, создать группу кораблей). Эксперт считает, что за деньги, выделяемые на этот контракт, российские кораблестроители смогли бы создать аналогичное судно.