На «Белорусской» установили первые радиохимические датчики
В московской подземке в качестве эксперимента установили первые датчики радиохимического контроля. Они появились на станции метро «Белорусская»-кольцевая.
На станции московского метро «Белорусская»-кольцевая установили датчики радиохимического контроля, сообщили Infox.ru в пресс-службе МЧС.
Эти устройства могут улавливать наличие опасных веществ в плотном пассажирском потоке.
«Даже если человек подержал в руках тротил, датчики обязательно сработают на него, и информация об этом поступит в центр управления, где будет приниматься решение, как действовать дальше», -- рассказал газете «Известия» начальник отдела департамента гражданской защиты МЧС России Владимир Мирочицкий.
На станции работают датчики на хлор, углекислый газ, на боевые отравляющие вещества, радиацию, рассказал он. Пока датчики установлены только в одном месте, но скоро они будут по всей станции, включая вестибюль, переходы и внутренние помещения, добавил представитель МЧС.
Для старых станций, в том числе «Лубянки», будут разработаны новые решения, рассказал Мирочицкий. «Что касается «Лубянки», там все не так просто. Станция старая, могут возникнуть проблемы с установкой нового оборудования, -- пояснил он. -- Сейчас мы тестируем разные устройства и выбираем лучшие. Например, нас не устроили датчики по аммиаку, и мы их заменили».
Устанавливать металлоискатели повсюду нельзя, сказал представитель МЧС, отвечая на вопрос об этих устройствах. «Они будут срабатывать не только на оружие, но и на любой металл: ключи, инструменты, монеты, мобильные телефоны. Звенеть начнет каждый второй пассажир», -- сказал Мирочицкий, не исключив, что где-то стационарные металлоискатели будут использоваться.
Возможно, в чрезвычайных ситуациях для трансляции важной информации будут использовать дисплеи, установленные в новых вагонах метро. Подбирается наиболее оптимальная система расположения камер в подземке. «Если говорить о транспорте, то ясно, что камеры должны быть в местах массового скопления людей. А в пустынных местах целесообразны какие-то другие системы, вроде тревожной кнопки».
После обкатки новой системы безопасности на московском метро ее внедрят на весь транспорт -- городской наземный, железнодорожный, воздушный, резюмировал Мирочицкий.
Цена безопасности
Необходимость внедрения новой системы безопасности возникла после терактов 29 марта на станциях «Лубянка» и «Парк культуры», в которых погибли 40 человек, более 90 пострадали.
31 марта президент России подписал указ о создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. Согласно документу, до 31 марта 2011 года наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства должны быть оснащены специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства.
Тогда же начальник метрополитена и глава МЧС России заговорили об установке первых газоанализаторов на станциях метро. Дмитрий Гаев сообщил о том, что первые датчики в качестве эксперимента установят на «Белорусской»-кольцевой.
«Примение собак, газоанализаторов и других мер существенно повысит безопасность метрополитена, -- отмечал в интервью Infox.ru руководитель научно-технического центра «Взрывоустойчивость», доктор технических наук Адольф Мишуев. -- В то же время даже газоанализаторы и специально обученные собаки не дают 100-процентной гарантии от теракта. Те же испарения взрывчатки блокируются с помощью герметичной пленки. Но это вечная история меча и щита, снаряда и брони».
По данным экспертов, в зависимости от параметров стоимость одного рамочного газоанализатора составляет от $20 тыс. до $150 тыс. Чтобы оборудовать такими устройствами всю подземку (по два на каждый вход и выход), потребуется около $100 млн.