Всемирный банк одобрил курс России на модернизацию
Всемирный банк называет стратегию на модернизацию, выбранную российскими властями, «абсолютно верной». При условии ее успешной реализации ВВП России будет расти на 6-8% ежегодно.
Всемирный банк прогнозирует рост ВВП России на уровне 6-8% ежегодно при условии, что российскому правительству удастся реализовать стратегию диверсификации и модернизации экономики. Об этом, как передает РИА «Новости», заявил вице-президент Всемирного банка Филип Ле Уеру.
«Если Российская Федерация выйдет на ту модель роста, которая реализовывалась до начала кризиса, то тогда темпы роста могут составить порядка 3-4% ежегодно, -- сказал Ле Уеру. -- Однако если удастся реализовать стратегию диверсификации и модернизации, а это предполагает повышение производительности труда, то эти цифры достаточно смело можно удваивать». Вице-президент добавил, что это лишь предварительные расчеты.
«Мы видим, что в России постепенно наступает выздоровление, постепенно улучшаются показатели производственного выпуска», -- сказал Ле Уеру. Он добавил, что курс российских властей на модернизацию экономики и стимулирование инноваций выбран абсолютно верно. «Я полагаю, что эта стратегия актуальна не только для самой России, но и, пожалуй, для стран всего региона», -- добавил Ле Уеру.
Согласно отчету ВБ, рост ВВП России по итогам текущего года при неизменной стратегии составит 3,2% при цене нефти $76 за баррель. При этом в 2011 году рост российской экономики замедлится до 3%, несмотря на прогнозируемый рост стоимости нефти до $76,6 за баррель. В 2009 году спад ВВП в России составил 7,9% при цене $61,065 за баррель.
Выступая с посланием к Федеральному собранию в ноябре прошлого года, президент Дмитрий Медведев начал свою речь с призыва к системной, «всесторонней модернизации». В частности, он установил курс на создание «умной» экономики взамен существующей товарно-сырьевой. Модернизация предусматривает максимальное увеличение производительности труда, но не стоит ее бояться, говорят опрошенные Infox.ru экономисты. Вместо ликвидированных рабочих мест будут создаваться новые, а рост производительности труда будет сопровождаться увеличением выпуска продукции. Правда, добавляют, что это возможно при условии правильного проведения модернизации.
В начале февраля российские чиновники обнародовали амбициозные заявления о создании в России аналога Силиконовой долины. Как рассказал глава «Роснано» Анатолий Чубайс, в ближайшие два-три года в России планируют создать высокотехнологичные комплексы -- города с населением 30-40 тыс. человек, куда будут привлекаться наукоемкие производства за счет налоговых льгот и созданной государством инфраструктуры. Предполагается, что российская Силиконовая, или, как ее уже окрестили чиновники, Кремневая долина появится в Подмосковье.
Европе прогнозируют меньшие темпы роста
Что касается прогноза по социально-экономическому развитию Европы и Центральной Азии, то, по словам Ле Уеру, «темпы роста за тот же период будут лежать в диапазоне от 1 до 4%». «Вместе с тем это восстановление будет очень медленным. Мы не поднимемся моментально к исходной точке, с которой мы упали в начале кризиса», -- сказал он. При этом вице-президент ВБ пояснил, что прогнозировать развитие региона достаточно сложно, так как страны сильно отличаются друг от друга по своим социально-экономическим параметрам, а также степени влияния кризиса.
По его мнению, Европа и Центральная Азия сильнее других пострадали от глобального кризиса, в частности и потому, что за последние десять лет именно эти регионы демонстрировали самую высокую степень интеграции и самые высокие темпы экономического роста. Так, страны Центральной и Восточной Европы пострадали в первую очередь из-за высокой интеграции финансового сектора данного региона, другие государства, в том числе и Россия, -- из-за снижения спроса на экспортные товары, а это сказалось на положении стран, которые торговали с ними. Несмотря на то что прогноз в целом по региону положительный, ВБ видит ряд угроз, с которыми странам придется столкнуться в ближайшем будущем. Так, по мнению ВБ, «очень большие объемы долга перешли от частного сектора государству», то есть существенно выросли объемы госдолга.
«Мы считаем, что это совершенно естественное развитие событий, потому что во многих странах вводились пакеты финансовых стимулов, и это потребовало координации и со стороны отдельных стран, и групп стран», -- добавил Ле Уеру.