Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Проблемы не нуждаются в обдумывании

Тревога, назойливые мысли о возможных жизненных неурядицах часто провоцируют депрессию. Волнение перед будущим присуще каждому человеку, но в некоторых случаях оно приводит к крайне негативным последствиям.

Увлеченно бояться

«Молодая девушка пришла к психотерапевту, так как не могла больше выносить переживания и мысли, гнетущие ее. Все началось с того, что мать поделилась с ней горем от потери близкой подруги. В то время как девушка слушала рассказ матери, ее собственные мысли были направлены на осознание того, что мама тоже может неожиданно умереть. Легкая тревога трансформировалась в страх собственной смерти. Таким образом, беспокойство, вызванное одной причиной, превратилось в многочисленные отрицательные переживания». Это типичный пример развития хронического тревожного состояния.

Психологи полагают, что тревога как негативное восприятие будущего создает модель поведения, направленную на решение проблем, то есть она повышает способность к адаптации. Однако чрезмерная тревожность причиняет больше вреда, чем пользы.

Патологическая тревожность замедляет процессы мышления. У таких людей повышена активность зон мозга, отвечающих за ощущение страха и формирование эмоций. Дальнейшая раскрутка активности этих зон мозга приводит к тому, что тревога начинает существовать «сама по себе», для нее уже не нужны поводы.

Реализовать страх

Ненормальная озабоченность проблемами и тревожность начали привлекать внимание исследователей около 25 лет назад. Тогда, при изучении бессонницы, и заметили их негативное влияние на благополучие человека. Если перед отходом ко сну человек обдумывал произошедшие с ним за день ситуации, то ему был гарантирован плохой сон.

В 2005 году психолог Стефан Хоффман (Бостонский университет) обнаружил на электроэнцефалограммах (ЭЭГ) у студентов старших курсов, которым дали задание подготовить публичное выступление, повышенную активность тех зон, которые отвечают за планирование, анализ причин и поиск объяснений ситуаций, а также контроль эмоций. Причем те, у кого повышение активности превышало нормальные значения, выступили хуже.

Результатом работы Хоффмана стало следующее заключение: «Зачастую, чем больше мы концентрируемся на чем-то, чем сильнее стараемся подавить страх и беспокойство, тем реальнее становятся угрозы нашей безопасности и вероятность претворения страхов в жизнь. Постепенно все выходит из-под контроля».

Запретный плод сладок

Интересной иллюстрацией к сказанному выше является довольно известный психологический эксперимент, проведенный знаменитым психологом Даниелом Вегнером (Гарвардский университет). Участникам велели не думать о белом медведе, а они в ответ непроизвольно упоминали его в разговоре примерно раз в минуту.

При этом участнику эксперимента давали микрофон и просили говорить свободно, о чем он захочет, другой его слушал. Каждый раз, когда человек упоминал белого медведя, его останавливали и еще раз повторяли, что о нем думать нельзя. В среднем после каждого замечания частота упоминания медведя в речи увеличивалась в несколько раз.

«Пытаясь запретить себе думать о том, что порождает тревогу, мы только усиливаем это чувство» -- вот вывод доктора Вегнера.

Тревожные минусы

Тревога, испытываемая постоянно, подавляет активность симпатической нервной системы, которая отвечает за выработку адреналина, нашу реакцию на опасность. При стрессе выброс адреналина обеспечивает увеличение частоты дыхания, сердечных сокращений, для того чтобы насытить кровь кислородом и доставить ее к органам и тканям как можно быстрее. Для тревожного расстройства характерно учащение сердечного ритма даже в покое.

Кроме этого, в той или иной степени присутствует гормональный дисбаланс, у женщин чаще всего наблюдаются нарушения менструального цикла, снижение сопротивляемости организма, постоянные болевые ощущения, не имеющие причин.

Победить депрессию

Основным методом терапии тревожных расстройств является когнитивно-поведенческая терапия, которая основана на выявлении причины страха, тревоги и выработке позитивного, продуктивного поведения по отношению к нему, а также назначение препаратов (антидепрессантов, стабилизаторов настроения, бензодиазепинов и т. д.) в тяжелых, острых состояниях.

Комментирует врач-психиатр, психотерапевт отделения дневного стационара 13-й городской психиатрической больницы Ахманов Арнольд: «Когда тревога становится разрушительной для человека, она приобретает характер серьезной психологической проблемы. На профессиональном языке это называется «генерализованное тревожное расстройство». Ведущим симптомом является постоянное ощущение чего-то страшного, что может произойти в будущем. При этом часто наблюдаются перепады настроения -- от чрезмерного подъема до депрессии, или же заболевание приобретает форму тревожно-депрессивного расстройства, когда тревога усиливается либо ослабевает на фоне постоянной депрессии. В зависимости от преобладающих симптомов назначают те или иные препараты: нормотимики, антидепрессанты, противотревожные средства.

Однако ведущая роль отводиться психотерапии. Специальные релаксационные методики могут научить человека справляться с тревогой без таблеток. Основной упор делается на глубоком, контролируемом дыхании, на фоне которого достигается мышечная релаксация. В это время человек может представлять приятные образы из своей жизни -- например, прогулку вдоль моря в яркий солнечный день. Это основные принципы психотерапии при любых тревожных расстройствах».

Полная версия